Расклад сил на контейнерном рынке Петербурга определится в суде 5 июня

Автор фото: Петр Ковалев

"Трансконтейнер" 5 июня будет отстаивать в суде право покупки терминала Global Ports в Шушарах. Исход этого суда определит расклад сил на контейнерном рынке Петербурга.

Летом 2017 года ПАО "Трансконтейнер" заключило с АО "Первый контейнерный терминал" договор о покупке 100% акций ЗАО "Логистика–Терминал" за 1,9 млрд рублей. Спустя несколько месяцев Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России отказала "Трансконтейнеру" в согласовании этой сделки. По версии ФАС, она может привести к усилению доминирующего положения "Трансконтейнера", бывшего филиала РЖД.
Речь шла об ограничении конкуренции на рынке контейнерных перевозок железнодорожным транспортом в сторону Большого порта Санкт–Петербург. "Трансконтейнер" считает отказ ФАС необоснованным и принятым без достаточного анализа рынка.
"Трансконтейнер" планирует сделать терминал в Шушарах своим главным инфраструктурным активом в регионе, выполняющим функции опорного терминала в случае, если суд встанет на сторону компании, рассказал "ДП" заместитель гендиректора "Трансконтейнера" Виктор Марков.
На сегодняшний момент пропускная способность "сухого порта" составляет 200 тыс. TEU в год.
Ранее сообщалось, что в Global Ports, в который входит АО "Первый контейнерный терминал", планируют направить полученные от сделки средства на снижение долговой нагрузки компании. На запрос "ДП" в Global Ports ответили следующее: "Все, что мы хотели сказать по поводу данной сделки, мы сказали в наших пресс-релизах".
Вопрос о переносе основных мощностей "Трансконтейнера" встал после продажи производственно-складского комплекса "Товарный Витебский" в октябре 2017 года. Цена продажи составила 1,1 млрд рублей, а новым владельцем объекта стала компания Glorax Development. Однако на данный момент терминал все еще выполняет свои прежние функции, предоставляя складские услуги перевозчикам.
Фактически продажа комплекса позволила "Трансконтейнеру" убить сразу двух зайцев: избавиться от актива, находящегося под угрозой закрытия из-за градостроительных планов Смольного (в перспективе территория объекта может использоваться под строительство недвижимости), и уйти от статуса монополиста в регионе, чтобы подстроиться под условия ФАС.
То, что компания уходит с прежнего терминала и намерена перенести работу в Шушары, подтвердили в городском комитете по транспорту. Кроме того, частичное закрытие станции по работе с грузами ранее уже было согласовано с властями.

Без чужой помощи

Участники рынка понимают, что происходящие изменения могут изменить конкурентную среду в отрасли.
"Рассматривая ситуацию с присутствием ПАО "Трансконтейнер" в Петербурге, связанную с потерей базовой станции "Витебский Товарный", мы осознаем необходимость восполнения потери", – прокомментировал генеральный директор ООО "Модуль" Александр Альтшуллер.
Однако в случае победы "Трансконтейнера" в суде "Модуль" обретет со стороны терминального комплекса "Логистика–Терминал" серьезного конкурента.
В настоящее время "Модулю" принадлежат два терминала в Петербурге: "Пулковский" и "Южный", который компания запустила летом 2016 года. Ранее комплекс вблизи станции Шушары принадлежал группе компаний "Евросиб", еще одному крупному российскому игроку на контейнерном рынке. Оба терминала "Модуля" функционируют в данный момент на полную мощность.
"Трансконтейнер", в свою очередь, владеет также терминалом у Финляндского вокзала, который он получил в наследство от РЖД вместе с терминалом у Витебского вокзала. Но мощности "Финляндского" участники рынка оценивают как несущественные.

Собственная судьба

Помимо развития комплекса в Шушарах ПАО "Трансконтейнер" готовится к дальнейшему расширению. Деньги, вырученные от продажи "Витебского Товарного", компания планирует вложить в создание еще одного терминала. Об этом ранее заявил СМИ Виктор Марков. Конкретные планы пока не раскрываются, но компания уже рассматривает несколько земельных участков под строительство комплекса. Регион в "Трансконтейнере" не уточняют.
В настоящий момент проходит стадия правовой экспертизы представленных документов, оцениваются расположение участков и имеющаяся инфраструктура и инженерия. Планируется, что в ближайшее время "Трансконтейнер" начнет подготовку первичных экономических расчетов.
Пока компания бьется за возможность приобретения нового терминала, на более высоком уровне решается ее собственная судьба. С 2016 года активно прорабатывается вопрос приватизации контрольного пакета акций "Трансконтейнера" — 50% плюс две акции, контролируемые РЖД. Среди претендентов на приобретение ранее назывались UCL Holding Владимира Лисина, РФПИ, "Дело" Сергея Шишкарева, Global Ports и другие.
Первоначально с инициативой о выкупе акций выступала группа "Сумма", подконтрольная семье Зиявудина Магомедова. Ей же через купленную в 2012 году группу FESCO принадлежит на сегодняшний момент 25,07% акций "Трансконтейнера". Но Зиявудин Магомедов сейчас находится под следствием и обвиняется в создании преступного сообщества. Так что, похоже, "Сумма" будет не главным фаворитом в этой гонке.
С приобретением нового терминала "Трансконтейнер" может активнее войти в работу по формированию контейнерных поездов, в которых через порт идут экспортные грузы, в частности бумага и целлюлоза. Это позволит компании подвинуть традиционных экспедиторов, которые работают на бумажном рынке. Когда и контейнеры, и терминал являются собственностью компании, ставки на железнодорожные перевозки могут снизиться. Кроме того, такая система позволит упростить процедуру получения и отправки контейнеров для клиентов.
Дмитрий Васильев
руководитель Информационного делового центра Санкт–Петербурга за рубежом
Для "Трансконтейнера" Северо–Запад является одной из слабых точек, где компания присутствует мало. Таким образом, усиление в регионе через приобретение контейнерного терминала в Шушарах является вполне логичным и оправданным шагом. В случае победы "Трансконтейнера" ждать серьезных изменений на рынке не стоит, так как сам терминал работает уже не первый год и покрывает определенную долю грузов. Изменится лишь руководство, что на грузопотоках никак не скажется.
Алексей Безбородов
гендиректор ИА "ИнфраНьюс"