Речники шлют SOS. Перевозчики несут убытки из-за дорогого топлива

Подорожание судового топлива на 20–40% провоцирует рост стоимости фрахта, сокращая конкурентные преимущества водных путей перед железнодорожными перевозками.

С января цена на судовое маловязкое топливо (СМТ) выросла примерно на 40% — с 33 тыс. до 47 тыс. рублей за тонну, рассказал "ДП" коммерческий директор Волго–Балтийской транспортной компании Сергей Чирков. По его словам, в неделю с пяти судов компания теряет около 600 тыс. рублей. "Если цена топлива за тонну дойдет до 52 тыс., встанет вопрос, нужно ли работать вообще", — отметил Сергей Чирков.
О таком же катастрофическом росте цены на судовое топливо рассказала и Ирина Третьякова, глава отдела логистики и развития ООО "Кистоун Лоджистикс".
Последний раз, вспоминают участники рынка, похожая ситуация была в 2012–2013 годах. Тогда рост цен повлек кризис речных перевозок и остановку деятельности грузоперевозчиков.

Назад в кризис

Особенно сильный скачок цены наблюдается именно за последний месяц. Его можно заметить также в более дешевых сортах темных нефтепродуктов, которые используют крупные морские суда. Только за май стоимость бункерного топлива марки IFO 380 в Петебурге выросла на 12% — от $320 (19 840 рублей) до $358 (22 196 рублей) за тонну, а самый высокий показатель за месяц отмечен 24 мая — около $370 за тонну (22 940 рублей), рассказал главный редактор по товарным рынкам СНГ Thomson Reuters Александр Ершов.

Счет на тысячи

Среди причин роста цен в ТЭК в компании "ОМТ–Консалт" называют общее подорожание дизельного летнего топлива. Из–за его высокой стоимости часть владельцев крупных автопарков используют более дешевое судовое топливо под видом обычного автомобильного дизеля. А иногда такое топливо, "улучшенное" специальными присадками, попадает и на АЗС. Повышенный спрос, а также борьба регулятора с контрафактом привели к сокращению ценовой разницы между дизелем и судовым топливом до 1,5 тыс. рублей за тонну (2,5%). То есть разница цен стала минимальной, отмечают аналитики.
"С таким резким ценовым ростом пришлось столкнуться впервые за много лет. Обычно рост измерялся сотнями рублей из года в год, а не тысячами, как сейчас", — рассказала начальник отдела мониторинга ТЭК "ОМТ–Консалт" Дарья Миленина.
Однако переток части судового топлива с бункеровочного рынка на АЗС существует лишь на бумаге — в реальности СМТ и подобные ему предназначены не для бункеровки, а для легального ухода от уплаты акциза при продаже на внутреннем рынке.
Цены на топливо для морского и речного транспорта меняются в зависимости от колебаний на внутреннем оптовом рынке.
Окончательно введенный акциз для всех производителей и рост на рынке обеспечили увеличение цены на СМТ на 30–35% с декабря 2017–го по май 2018 года, рассказал коммерческий директор ООО "СпецТорг" Геннадий Волнейко.
"Нефтяным компаниям невыгодно продавать топливо дешевле на рынке России, когда есть возможность продать товар на экспорт на более выгодных условиях. Так на внутреннем рынке складывается дефицит, который влияет на рост цен", — отметил Геннадий Волнейко.

Груз на свои плечи

Если морские суда могут заправиться и в других портах, где скачки цен не так заметны, то для речных операторов альтернативы нет. Тяготы роста цен пока что берут на себя перевозчики. Как рассказали в компании Freight Alliance Group, грузовладельцы не готовы платить больше, и перевозчики сдерживают стоимость фрахта за счет собственных средств ради сохранения клиентов. В дальнейшем рост цен будет переложен на стоимость самих перевозок.
Некоторые грузоперевозчики уже сейчас ведут переговоры о повышении стоимости фрахта на 3–10%, рассказал Александр Залесский, гендиректор компании "Мется Форест Подпорожье" (крупный переработчик леса). Но кроме повышения цен привлекательность перевозок по воде снижает и дефицит судов речного класса. Так что "Мется Форест Подпорожье" уже переводит часть грузов с речного транспорта на автомобильный.

Слово за РЖД

Однако основным конкурентом для реки является железная дорога. Сегодня тарифы на железнодорожные перевозки удерживаются на прежнем уровне. В среднем, как отмечают эксперты, они на 10–15% выше, чем для речных перевозок. Если речь идет о продаже товара "с причала", более выгодным оказывается речной транспорт, но чаще предпочтение отдается железной дороге, сообщили участники рынка. На выбор маршрута влияют удаленность от водных артерий, а также наличие дополнительных расходов.
Речники опасаются изменений в тарификации на железнодорожные перевозки — снижение ставок и скидки от РЖД могут крайне негативно сказаться на них.
"Основная проблема здесь не столько в потере конкуренции с другими видами транспорта, а в том, что в какой–то момент грузоперевозчики начнут работать в убыток, и до этого осталось уже немного", — считает Сергей Чирков.
В компании "Трэйд–Ойл" прогнозируют, что рост цен на топливо продолжится. Однако все же есть и позитивные сигналы в виде решения правительства с 1 июня снизить акцизы на бензин и дизель. Это дает надежду, что удар по речным перевозчикам смягчится и они смогут выдержать конкуренцию с железными дорогами.