Удержать нахлынувший турпоток. Что мешает Петербургу стать туристической Меккой

Автор фото: Тихонов Михаил/ТАСС

В 2017 году Петербург завоевал самую престижную мировую награду в области туриндустрии World Travel Awards, тем не менее у города есть проблемы, затрудняющие дальнейшее развитие въездного туризма.

По данным комитета по развитию туризма, 2017 год стал рекордным с точки зрения количества посетивших город гостей. Впервые количество туристов, побывавших в Петербурге, превысило число постоянных жителей города. Так, в прошлом году Петербург посетили около 7,5 млн туристов, что на 60 тыс. человек больше, чем в 2016 году.
Причем половина нахлынувших в город гостей — это иностранцы, количество которых, вопреки пессимистическим ожиданиям, что санкции сработают как "железный занавес", увеличилось на 34%. Правда, другой стала и география турпотока в Петербург. Как отмечает заместитель руководителя отдела исследований недвижимости компании Maris в ассоциации с CBRE Елена Тищенко, европейских и американских туристов сменили гости из Азии (Китай, Индия, Иран).
Вместе с изменением географии въездного туризма сформировался кардинально иной запрос на средства размещения. Если до кризиса наибольшим спросом пользовались дорогие четырех– и пятизвездочные отели, то, согласно исследованию NAI Becar, начиная с 2017 года на туристическом рынке формируется устойчивая тенденция роста спроса на недорогие сегменты. По данным бронирующих компаний, Петербург является одним из лидеров по бронированию хостелов (наряду с Москвой и Казанью) и двухзвездочных отелей (не уступая Москве и Сочи). По оценке аналитиков NAI Becar, тенденция диктуется увеличением числа туристов, предпочитающих комфорту мобильность и впечатления. Между тем к таким изменениям туристического спроса город оказался не готов. По словам Елены Тищенко, Северной столице не хватает именно недорогих качественных отелей категории две–три звезды.

Не хватает доступности

По данным Knight Frank St. Petersburg, на рынке гостиничной недвижимости действует 367 отелей, из которых к трехзвездочным относятся 280 объектов. Однако, по словам Константина Сторожева, председателя Экспертного совета по апартаментам Российской гильдии управляющих и девелоперов, качество таких объектов не всегда на высоте. "Еще более удручающая ситуация с отелями, позиционирующими себя как двухзвездочные, поскольку многие из них все еще выглядят как советские общежития и комфортное проживание в них невозможно. Получается, что качественных гостиниц экономсегмента, которые во всем мире аккумулируют основной поток туристов, в Петербурге практически нет", — резюмирует Константин Сторожев. По словам эксперта, большие надежды возлагались на подготовку к чемпионату мира, однако в итоге пробел с бюджетными отелями восполнен не был. Так, по данным IPG.Estate, в период с 2016 по 2018 год на рынок Петербурга введено 1600 новых гостиничных номеров, из которых 60% относятся к четырехзвездочным проектам, 30% — к пятизвездочным и только 10% относятся к отелям категории три звезды.
В комитете по инвестициям Петербурга рассказали, что совместно с комитетом по развитию туризма разработана программа развития гостиничной отрасли на 2017–2021 годы, в рамках которой инвесторам, строящим трехзвездочные отели, предоставляются меры поддержки для реализации гостиничных проектов. Однако, по мнению Константина Сторожева, по многим пунктам программа требует существенной доработки. "В том виде, в котором она сейчас существует, она не слишком выгодна бизнесу, — считает эксперт. — Например, механизм концессионного соглашения предполагает освобождение от инвестиционного платежа, однако объект остается в собственности города".
В то же время ниша бюджетных средств размещения для туристов может быть занята апартаментами, которые де–юре также относятся к гостиничному сегменту. По словам Константина Сторожева, сегодня этот сегмент активно развивается, в том числе и при помощи государства. "Для бизнеса строительство апарт–отелей значительно выгоднее, поскольку помимо высокой рентабельности они дают быструю финансовую отдачу. К тому же этот формат знаком и любим туристами из Европы и в перспективе может "закрыть" вопрос качественного и экономичного размещения. Власть, к сожалению, не всегда рассматривает апартаменты как реальную альтернативу гостиницам, хотя польза, которую апартаменты могут принести в части заполнения востребованного среднего сегмента, очевидна", — поясняет Константин Сторожев.

Дайте "диснейленда"

Эксперты считают, что возрастающая популярность Петербурга в мире накладывает определенные обязательства на правительство города. И они касаются не только качественного и доступного размещения, но и транспортной логистики, а также доступности важнейших достопримечательностей и объектов для туристов. В комитете по туризму отметили, что иностранных посетителей больше всего привлекают крупные музеи — Эрмитаж, Русский музей, Исаакиевский собор, музеи–заповедники "Царское Село" и "Петергоф". Только в первом полугодии 2017 года число посетивших эти места гостей составило больше 10 млн человек.
Однако для сохранения потока туристов из России одних музеев недостаточно. По мнению вице–президента Российской гостиничной ассоциации Алексея Мусакина, городу по–прежнему не хватает интерактивов и развлекательных достопримечательностей. "Народу недостаточно Эрмитажа и Русского музея, ему еще и "диснейленды" нужны", — убежден Алексей Мусакин.
Негативно влияет на развитие въездного туризма и недоработанность календаря событий. По словам Алексея Мусакина, эта проблема понемногу решается, однако пока мероприятия, собирающие самые мощные турпотоки, по–прежнему проходят в период белых ночей. Важным направлением также является продвижение Северной столицы как туристского направления на международных выставках, форумах и т. п.