Намывные территории увеличат объемы жилой застройки в наиболее престижных районах Петербурга

Автор фото: Группа ЛСР
Автор фото: Группа ЛСР

Петербург отвоевывает сушу у моря с момента его основания. Создаются новые намывы, которые позволят городу увеличить объемы жилой застройки в старых и наиболее престижных районах.

Одна из первых стран, которая начала отвоевывать землю у моря, — Голландия. Неудивительно, что голландцы занимаются намывом территорий еще с XVI века, ведь в этой стране половина всех земель находится ниже уровня моря и большинство территорий созданы с помощью намыва. Например, здесь на искусственной части земли еще с ХIХ века стоит центральный вокзал Амстердама. За счет "новой земли" появилась такая провинция Нидерландов, как Флеволанд.
Есть и другие удачные мировые примеры. В Сингапуре намывные территории составляют до 15% общей площади страны. Здесь на искусственно созданной части суши расположен парк East Coast. В Гонконге намывная территория 300 га между островами Сянган и Цзюлюн используется для размещения аэропорта.

На два века позже

В России первая намывная территория появилась в начале XVIII века: на Азовском море около Таганрога создали остров Черепаха. Здесь был расположен первый в стране морской форт на искусственном основании. Опыт его строительства переняли при создании оборонительных сооружений в Кронштадте.
Что касается Петербурга, то в нашем городе укрепление акватории Невы и Финского залива было актуально с основания города. При Петре I начался намыв территорий — там, где сейчас Летний сад, Троицкая площадь, Тучков буян.
Намывы есть на Канонерском острове, в районе Старой Деревни, Комендантского аэродрома, озера Долгого. Новые территории создавались и в советское время. Например, это район проспекта Маршала Казакова на юго–западе, где раньше были залив и болото, а также западная часть Васильевского острова у станции метро "Приморская". Эти территории намыты в конце 70–х годов прошлого века.

Свежие проекты

В настоящее время есть несколько проектов намыва территорий в Петербурге. Это проект создания 376 га в Сестрорецке, инвестор — ООО "Северо–Запад Инвест". В Кронштадте АО "Ленгидропроект" разрабатывает проект намыва 236 га в Невской губе севернее острова Котлин.
Еще один проект — искусственный "Залив островов". Предположительно он разместится в акватории Финского залива рядом с "Лахта Центром", новым стадионом и Парком 300–летия.
Предполагается намыть 200 га для строительства жилой и коммерческой недвижимости. Инвестор — ООО "Зингер Девелопмент" Евгения Пригожина, пока по этому объекту ведутся проектные работы.
Если все вышеперечисленные проекты пока остаются на бумаге, то "Морской фасад" на Васильевском острове уже обретает реальные черты. Начало было положено во время строительства пассажирского порта в западной части острова. Конкурс на право создать в акватории Финского залива 476 га искусственной территории выиграла компания "Терра Нова". Тогда она была связана со структурами миллиардера Виталия Южилина, а сейчас находится под контролем Сбербанка. За право работать в акватории компания заплатила $5,3 млн.
В настоящее время в южной части намыва образовано 170 га из 365 га запланированных новых территорий. Из них 33 га занял пассажирский порт "Морской фасад". Еще 140 га земли планируется намыть в северной части, здесь работы еще не начинали. Всего намыв рассчитан на размещение 2 млн м2 жилья и 1,8 млн м2 коммерческой недвижимости. Участками на намытой в южной части территории владеют несколько компаний ("Лидер Групп", Seven Suns и другие), в том числе "Группа ЛСР", которая построит здесь 500 тыс. м2 жилья и 30 тыс. м2 встроенных помещений с социальной инфраструктурой. Строительство начнется уже в 2019 году.

Большие перспективы

Пока инвестор занимается намывом территории. В этом проекте ЛСР выступает поставщиком стройматериалов, произведенных на собственных предприятиях, и генподрядчиком. Использует для этих работ компания и собственный флот.
"В наших прошлых проектах мы долгое время работали вместе с голландцами и смогли изнутри изучить всю технологию. Благодаря этому мы можем выполнять аналогичные работы с таким же высоким результатом, — рассказывает заместитель гендиректора по строительным материалам "Группы ЛСР" Василий Кострица. — Ведь у нас штат высококвалифицированных сотрудников. Кроме того, все работы осуществляются с проведением специального надзора за их качеством. Для этого организован трехступенчатый контроль соблюдения правил промышленной безопасности, постоянный мониторинг качественных характеристик используемых материалов и показателей результатов работ. Контролируется также выполнение природоохранных мероприятий. Кроме того, мы используем материалы с собственных месторождений, поэтому отвечаем и за качество используемого песка и щебня".
В настоящее время "Группа ЛСР" занимается повышением высотных отметок и улучшением характеристик земельных участков уже существующей намывной территории.
Всего для этих работ будет использовано около 3,5 млн м3 песка, а также 30 тыс. м3 щебня и 105 тыс. м3 камня для укрепления берега залива. К тому же ЛСР является единственным обладателем флота со специализированной техникой, способной обеспечить создание намыва "под ключ". В работах по повышению отметок задействовано 15 единиц грузового флота, три гидроперегружателя и землесос "Ленинградский–1", принадлежащие компании.
Вести такие работы можно не круглый год, а лишь 5–6 месяцев, говорит Юрий Ежов, директор Института водного транспорта. Также нужно учесть сроки уплотнения и осадки материалов. Для образования территории, как правило, используют морской намывной песок. Чтобы в зиму или шторм его не вымыло обратно в море, на берегу сооружают так называемую дамбу или ограждение.

Со дна моря

Песок со дна Финского залива ЛСР добывает на своем подводном месторождении в 130 км от нынешней береговой линии. Над ним на якоре стоит плавучий землесос "Ленинградский–1" и качает со дна больше 2 тыс. м3 песка в час методом гидромеханизации.
Чтобы добыть из моря песок, нужно разрыхлить его на дне залива с помощью специальных гидромониторов. Затем образуется пульпа — смесь воды, песка и примесей, которую насос засасывает на борт баржи.
Каждый сухогруз может утащить на себе до 3 тыс. тонн песка. Его путь к Васильевскому острову занимает примерно 10 часов. Затем песок вновь смешивается с водой на борту гидроперегружателя и отправляется на берег по трубам — пульпопроводам.
Чуть дальше от берега добытые со дна моря горы песка разравнивает спецтехника: экскаваторы и бульдозеры. Уплотняет и стабилизирует грунт виброуплотнительная, трамбовочная, дренажноукладочная и другая техника.
Схема образования каждой территории выбирается с учетом характеристик застройки, особенностей рельефа местности.

Импортозамещение в чистом виде

"Группа ЛСР" имеет достаточно техники для создания намывных территорий. Так, у компании есть четыре автономных дизельных гидроперегружателя общей мощностью 20 тыс. м3 перекачиваемого обводненного грунта в час, 18 самоходных барж общей валовой грузоподъемностью 54 тыс. тонн, два морских землесоса, которые могут перекачивать 36 тыс. м3 обводненного грунта в час.
У компании также есть вспомогательный флот — буксиры, плавкраны, а также собственная ремонтная база флота. На суше у ЛСР работает свой парк дорожно–строительной тяжелой спецтехники, включая бульдозеры, экскаваторы, погрузчики. Есть также свой парк вспомогательного оборудования, включая более 6 км пульпопровода, автономные осветительные вышки, сварочное оборудование и так далее.
По оценкам специалистов ЛСР, намыть 1 га территории по иностранным технологиям стоит порядка $3 млн, а по российским — от $1 млн. Удешевление происходит за счет использования отечественного оборудования, собственных строительных материалов и ресурсов. А также за счет того, что в проекте задействован российский персонал.
"Таким образом, отечественные решения, по сути, не уступают голландским, которые считаются лучшими в мире. По сути, ЛСР создает новую территорию по технологиям, аналогичным зарубежным, но только у российской компании это получается дешевле примерно на 30%. Импортозамещение в чистом виде!" — говорит Юрий Ежов.

Толчок для развития

Эксперты говорят, что создание намыва положительно отразится на развитии Васильевского острова. "Основной плюс освоения намывных территорий в том, что на Васильевском острове в принципе появляется возможность купить квартиру по умеренной стоимости, — говорит управляющий директор департамента инвестиций в недвижимость Becar Asset Management Катерина Соболева. — Проекты, которые изначально строились на намывных территориях, были примерно на 30% дешевле объектов аналогичного класса на островной части района". Дисконт был обусловлен отсутствием в локации какой–либо инфраструктуры, включая инженерную. Были серьезные проблемы со строительством электрической подстанции. По мере улучшения ситуации стоимость жилья начала плавно расти, отмечает эксперт.
"В настоящее время транспортная доступность улучшается, на намыве постепенно появляются новые дороги. Однако социальная инфраструктура по–прежнему отсутствует: государственных детсадов, школ и поликлиник здесь нет", — отмечает Николай Пашков, глава Knight Frank St Petersburg. По его оценке, доля свободного предложения квартир в объектах на намыве составляет 27% от общего предложения жилья в Василеостровском районе.
"Весь заявленный на намыве объем жилья одномоментно не выведут в продажу, и со временем будет изменяться соотношение площадей между намывными проектами и островными в пользу первых. На намыве будет построено 4 млн м2 жилья. А во всем Василеостровском районе за последние 10 лет было введено в эксплуатацию 1 млн м2 жилья", — добавляет эксперт.
Руководитель КЦ "Петербургская недвижимость" Ольга Трошева напоминает, что на Васильевском острове новая жилая недвижимость появится и на территориях, которые ожидает редевелопмент. Например, это территории предприятий "Алмаз–Антей", "57–й авторемонтный завод", "Красин". Таким образом, в перспективе можно говорить о сбалансированном предложении в Василеостровском районе, говорят эксперты.