Бизнес в затяжном падении. Как Петербург пережил последствия экономического спада 2008-го

Автор фото: Архив "ДП"

На смену экономическому подъему пришел спад, вынудивший петербургский бизнес сбавить обороты. Тем не менее этот год запомнился городу рядом важных перемен.

В 2008 году мировой финансовый кризис продолжил беспокоить петербургских бизнесменов — многие ожидали подвоха от грядущего года. Всеобщая эйфория, связанная со стремительным развитием общепита, ретейла, промышленности и других сфер, которую ощущал бизнес накануне, начала сходить на нет. Однако вопреки мрачным перспективам в Петербурге появились компании, которым суждено было превратиться в крупные холдинги.

Лишний груз

В середине года крупные перемены постигли сетевой ретейл. В июне X5 Retail Group объявила о покупке петербургской сети "Карусель", а уже в следующем месяце акционеры сети гипермаркетов "Лента" Август Мейер и Олег Жеребцов заявили о намерении продать компанию. Тем не менее не всем планам было суждено сбыться, в частности, стоимость "Ленты" упала почти на 70% уже в октябре 2008 года, вынудив бизнес–партнеров отложить продажу до лучших времен. Тогда же Х5 Retail Group объявила о массовом сокращении офисных сотрудников — до 30%. С похожими заявлениями выступили сети "Патэрсон", "Глобус Гурмэ" и ГК "Виктория".
О заморозке планов развития заявили владельцы крупных предприятий общепита, решив дождаться весны 2009 года. К примеру, Леонид Гарбар, открывший годом ранее Stroganoff Steak House, временно отказался от запуска загородного варианта ресторана — "Строганов Бар и Гриль".
Многие игроки рынка отметили сокращение среднего чека и отток посетителей, в основном кризис ударил по среднему сегменту, уменьшив выручки ресторанов на 10–15%. На тот же период пришелся рассвет недорогого общепита, полностью отвечавшего запросам петербуржцев, которые надеялись сэкономить деньги и время. И если доля ресторанов на рынке общепита сократилась с 9,5 до 9%, то выросла доля столовых — с 3,5 до 4%.
Впрочем, самым живучим сегментом оказался фастфуд, который продолжил насыщать петербургский рынок не только сетевыми, но и новыми проектами. Тогда "Макдоналдс" заявил о запуске 30 новых ресторанов в России, а сеть "Ростикc–KFC", которая развивалась на территории СНГ с 2005 года, — 70 новых точек.

Везучий сектор

По данным КЭРППиТ за 2008 год, ряд отраслей продемонстрировал снижение темпов роста, в том числе строительный сектор. Вместе с тем год оказался успешным для петербургской промышленности. Компания General Motors в присутствии президента Дмитрия Медведева запустила завод в Шушарах.
В Ленобласти началась подготовка к открытию сразу двух новых заводов по выпуску газобетона — ЗАО "ЕвроАэроБетон" и H+H International A/S, сейчас они считаются одними из лидеров рынка.

Начало эпопеи

Тем временем решалась судьба крупнейших городских проектов, одним из них стал деловой квартал Охта Центр со знаменитой архитектурной доминантой — небоскребом высотой 396 м2. Спорное строение, прозванное кукурузиной, неоднократно подвергалось критике со стороны общественности. Изначально планировалось, что на 49% его постройку профинансирует город, а остальную долю — ОАО "Газпром нефть", но в 2008 году Смольный отказался от инициативы, заявив, что направит эти средства (4,410 млрд рублей) на строительство стадиона. В свою очередь, ОАО "Газпром" получит в управление стадион на Крестовском острове.
В декабре 2008 года конкурс на строительство стадиона выиграла компания "Инжтрансстрой", а стоимость строительства, установленная Главгосэкспертизой, составила 23 млрд рублей. Впоследствии, как известно, сумма выросла примерно в 2 раза.
Для меня этот год запомнился началом новой жизни. Я открыл компанию и абсолютно не понимал, что такое кризис, — не чувствовал его. Мы просто уверенно шли вперед и развивались, можно сказать, на легкой волне, поэтому и не столкнулись с трудностями, которые возникали у других компаний. Думаю, это связано с тем, что мы в 2008 году были маленькие и нас не заботили большие проблемы. Например, у крупных фирм серьезно снизился товарооборот. В остальном мои воспоминания о том времени вполне положительные. Рынок транспортных услуг был шикарным: не было тех барьеров, которые сейчас ставят перед бизнесом финансовые структуры, не было обращений со стороны налоговых органов и пр., от которых беспочвенно поступают проверка за проверкой. Кроме того, сейчас открыть ООО — это 4 дня, а 10 лет назад этот процесс занимал почти месяц. Тем не менее есть разница: тогда было проще запустить сам бизнес, а сейчас — гораздо сложнее. С тех пор наша компания принципиально изменилась: мы выросли по обороту, по прибыли и т. д., превратившись из микрокомпании из двух человек в холдинговую структуру с собственным производством, занимающим 1,5 тыс. м2.
Антон Кривошеев
основатель компании "КомГруз"
2008 год был одним из самых успешных для компаний, занимающихся продажей детских товаров в премиум и среднем сегменте. Можно сказать, на этот период пришелся самый рассвет кризиса, и многие госслужащие и работники банковского сектора пошли под сокращение. При этом некоторые уходили в декрет, а на детях, как известно, экономят в последнюю очередь. Кроме того, расти с нуля легко — на старте наша компания ежегодно вырастала в 2–3 раза. Сложнее всего оказалось искать инвестиции для реализации всего задуманного, а на какие–то проекты просто не хватало времени (некоторые до сих пор заморожены). В процессе роста мы столкнулись и с другой проблемой: рынок детских товаров поделен, и найти эксклюзивные бренды, которые могли бы оказаться в нашем портфеле, крайне сложно. После 2008 года петербургский бизнес переживал последствия кризиса: нефть дешевела, рубль дорожал. И хотя рынок премиальных товаров любого сегмента существовал всегда, но с кризисом начал пропадать сегмент среднего класса: все компании, которые с ним работали, сделали ставку на категорию дешевых китайских товаров. На мой взгляд, только сейчас страна начала преодолевать это дно.
Мария Щеперина
Основатель Happeak.Ru