Tele2 через виртуальных операторов переманивает абонентов "большой тройки". На следующем этапе планируется создать готовую платформу для размножения виртуалов.
Глава Tele2 Сергей Эмдин рассказал о планах по резкому расширению своей абонентской базы руками партнеров — виртуальных операторов.
Tele2 единственный из четверки мобильных операторов активно развивает на своей сети виртуальных операторов (MVNO — mobile virtual network operator). Примеры — "Поговорим" от Сбербанка или "Тинькофф Мобайл" от Тинькофф Банка. "Мы уверены, что клиенты MVNO будут уходить от других операторов, а не от нас", — заявил Сергей Эмдин. Он уточнил, что для очень крупных связистов MVNO несет риск каннибализации. Это тот случай, когда к виртуальным операторам переходят абоненты от материнской компании, предоставляющей сеть виртуалу. А Tele2 на сотовом рынке игрок сравнительно небольшой, догоняющий. "И у нас самые амбициозные планы по набору базы", — подчеркивает Сергей Эмдин.
Процент успеха
На сессии ПМЭФ–2018, посвященной виртуальным операторам, ни один из игроков "большой тройки" не участвовал. Ранее они неоднократно выражали скепсис по вопросам развития MVNO. В этот раз в зале оказался один из представителей "МегаФона". Когда пришло время задавать вопросы, он отметил, что 80% виртуальных операторов в мире убыточны, да и прибыль успешных проектов невелика. Это замечание встретило резкую реакцию топ–менеджеров "Тинькофф Мобайла", оператора Effortel и "Сбербанк–Телекома".
Директор по маркетингу Effortel Людвикас Андрюлис сказал, что ретейлеры, которые часто заводят виртуальных операторов, "никогда не делают ничего, что приносит убыток". Яркий пример, по его словам, — это французская компания Carrefour, которая хорошо зарабатывает на MVNO.
Виртуальный оператор должен привлекать клиентов не ценой, а дополнительными возможностями, сошлись участники дискуссии. "В России ARPU (средний счет абонента. — Ред.) уже ниже плинтуса", — уточнил управляющий директор "ВТБ Капитал" Боян Иванович. По его словам, MVNO должен стать платформой для компаний, которые хотят увеличить stickiness (лояльность) клиента.
"Для нас MVNO — повышение лояльности наших абонентов", — подтверждает первый вице–президент ПАО "Ростелеком" Владимир Кириенко. У его компании на конец I квартала 2018 года более 900 тыс. абонентов MVNO. В "Ростелекоме" рассчитывают, что в итоге 30% его пользователей фиксированного Интернета приобретут sim–карты MVNO. В свою очередь, гендиректор "Тинькофф Мобайл" Георгий Чесаков заявил, что для банка виртуальный оператор — часть стратегии по созданию экосистемы для абонента: "Сейчас правят бал экосистемы. Для нас задача — стать ею".
Дальше — больше
В свое время развитие виртуальных операторов было стимулировано законом о возможности сохранения номера при смене провайдера услуг. И сейчас MVNO одобряются регулятором.
"Скорее для нас это положительный бизнес–эффект, положительная бизнес–модель, которая приносит пользу государству", — сказал руководитель Россвязи Олег Духовницкий
В Tele2 намерены только усиливать работу в направлении MVNO. По словам Сергея Эмдина, следующий шаг компании — создание MVNE (mobile virtual network enabler). Это готовое решение–платформа для компаний, желающих запустить виртуальных операторов.