"Креатив с божьей помощью": на ПМЭФ обсудили развитие креативных пространств

Автор фото: Владимир Барабанов/ТАСС

"Наша роль – не мешать". На ПМЭФ-2018 обсудили перспективы развития креативных пространств. Чиновники напомнили о льготах и воли Господа, инвесторы предлагают уповать не на количество, а на качество проектов.

Одной из тем для обсуждения в заключительный день Петербургского международного экономического форума стала роль креативных пространств в современной деловой среде. Самый статусный среди заявленных спикеров мероприятия, губернатор Георгий Полтавченко его проигнорировал. Отдуваться за него пришлось подчиненным – председателю комитета по инвестициям Ирине Бабюк и главе комитета по потребительскому рынку и развитию предпринимательства Эльгизу Качаеву.
Как заявила Ирина Бабюк, такие крупные и знаковые для города проекты, как "Новая Голландия" и  Art Play могут развиваться сами. «Наша роль – не мешать и оказывать максимальное содействие», - подчеркнула она.  По ее словам, поддержка города требуется для  небольших компаний, которые стремятся развивать креативные пространства. Городские власти готовы предоставить им льготы по аренде и передавать помещения практически бесплатно, для этого недавно был принят новый городской закон.
«Мы единственный город в России, в котором  определили понятие креативных пространств», - гордится Бабюк. Эльгиз Качаев рассказал о Центре развития индустрии моды, где чиновники собираются   создать условия для развития дизайнеров и новых марок одежды. «Я хочу, чтобы туристы, когда приезжают в Петербург, знали не только наши основные достопримечательности, хотели не только сходить в Эрмитаж и Маринку, но хотели посетить креативные пространства и  посмотреть, что творят петербургские дизайнеры и купить одежду», - заявил он.
«А сами-то вы носите одежду местных дизайнеров?», -  поинтересовалась ведущая мероприятия с канала РБК  Наталья Княжевич. «Фабрика «Truvor», Славянка» -  тут же продемонстрировал чиновник свой пиджак. Ирине Бюбюк, которая  известна своей любовью к  нарядам  модного дома Chanel, и сегодня пришла на мероприятие в элегантном черном платье и жакете ярко-желтого цвета, аналогичный вопрос благоразумно задавать не стали.
Следующий спикер, партнер, управляющий директор, The Boston Consulting Group  Константин Полунин уверен, что на  креативных пространствах должен вырасти бизнес. «Если у людей есть место для подвига, они начнут зарабатывать. Кстати, зарплаты в медиаиндустрии на 25 -50% выше, чем в традиционных отраслях. Это позволит экономике города развиваться», - заявил он.
Константин Получин отмечает, что сейчас  конкуренция стран сменяет конкуренцией городов. «Города конкурирует за таланты, за креативный класс. А люди притягивают за собой деньги. Нужно фокусироваться несуществующих активах, а на людях, которые будут создавать новые активы», - настаивает он.
«Мы привыкли, что креативные пространства это соединение культуры и экономики, сейчас важно добавить третий компонент – пространственное развитие городов», -  уверена вице-президент, директор по развитию городской среды Фонда «Сколково» Елена Зеленцова. В качестве удачных примеров она привела дизайн-дистрикт в Хельсинки, центр IT-индустрии в районе Побленоу в Барселоне, и мультикультурный район Шордич в Лондоне. Креативные пространства могут помочь преодолеть безликость российских городов и сделать окраины более привлекательными для жизни.
По ее словам,  открывать новые  кластеры можно и нужно, но главный показатель все же не количество, а качество. «На мой взгляд, Москва увлеклась копированием успешных проектов. Гастрономический рынок, успешный в центре не будет востребован в Бирюлево-Товарное», - категорична она.
С ней согласна  основатель Центра современного искусства «Винзавод» Софья Троценко. Арт-кластер «Винзавод», созданый на заброшенной территории на задворках Курского вокзала стал площадкой, которая изменила лицо этого района, стоимость жилья  и другой недвижимости в нем сильно возросла. «К нам  часто обращались с предложениями  сделать «Винзавод» в регионах, я всегда отказываю. Инвесторам  и властям важно понимать запросы, которые есть у профессионального сообщества и горожан. Успешный проект  невозможно перенести в другой контекст», - полагает она.
Под занавес дискуссии, участников попросили сформулировать три главных фактора, которые нужны для успешного развития креативных пространств. Лаконичней всех смог выразиться Эльгиз Качаев: «Воля администрации, запрос от бизнеса, ну и конечно Господь Бог должен нам помочь».