КГА рекомендовал РЖД демонтировать часы на Финляндском вокзале

Автор фото: Ермохин Сергей
Здание Финляндского вокзала.

По данным источников "ДП", комитет по градостроительству и архитектуре Петербурга выдал Октябрьской железной дороге рекомендацию демонтировать часы на Финляндском вокзале. Модернизированные часы в корпоративном стиле РЖД появились на фасаде вокзала в конце 2017 года — вместо старых механических часов, висевших там с 1960 года. Чиновники Смольного якобы утверждают, что новый циферблат не согласован с ними и противоречит эстетическому регламенту Петербурга.

Как стало известно "ДП" сразу из нескольких источников, на прошлой неделе комитет по градостроительству и архитектуре (КГА) Петербурга направил в ПАО "Октябрьская железная дорога" (ОЖД, дочернее предприятие ПАО "Российские железные дороги", РЖД) письмо с предложением демонтировать в месячный срок новые часы на фасаде Финляндского вокзала. В КГА и в РЖД пока не ответили на запросы "ДП".
Финбан приобрел нынешний облик осенью 2017 года, когда по заказу РЖД петербургская компания "Мобатайм системс" установила новые часы на башне вокзала. Работы проводились в рамках подготовки города к чемпионату мира по футболу: ведь Финбан — это транспортный узел, связывающий Петербург с Финляндией, конечная точка скоростного поезда "Аллегро".

Финско-швейцарский подрядчик

"Мобатайм системс", если верить ее сайту, входит в швейцарский часовой холдинг Moser-Baer AG — через швейцарскую фирму Moba Russia Holding. Но, по данным Росстата, с 12 января 2018 года компания принадлежит на 100% финнской компании LEGURTBOKS OYU (Лаппеенранта). Оборот фирмы в 2016 году составил 172 млн рублей, чистая прибыль — 7,5 млн. Компания специализируется на изготовлении всевозможных часов, в первую очередь уличных.
В 2013 году она поставила часы для "Росатома" на 370 тыс. рублей, в 2016 году ремонтировала уличные часы для нужд комитета по благоустройству Петербурга на 1,7 млн рублей. Контракт с РЖД в картотеке госзакупок не значится. В "Мобатайм системс" отказались комментировать историю с часами: "Мы их изготовили и установили, а согласованием занимался сам заказчик".

Плохо было видно

До ноября прошлого года на башне Финбана висели часы, установленные еще в 1960 году. Они были механическими, и до 2003-го их каждый день подводили вручную, взбираясь на башню. К 300-летию Петербурга механизм был модернизирован и дополнен системой синхронизации времени через спутник. Работы проводило все то же ООО "Мобатайм системс", однако на тот момент компания принадлежала своему гендиректору Александру Рейхбергу (собственно, 2003 год был годом ее основания).
Однако, как сообщали журналистам в прошлом году в ОЖД, старые часы было плохо видно с земли и их было решено заменить на новые, выполненные в фирменном стиле РЖД (в оттенках серого). Помимо замены часов, на фасадах вокзала были заменены вывески с названием и подсветка, а также остекление.

Эстетика Северной столицы

Однако, как выяснилось, новые часы не были согласованы со Смольным. Дело в том, что в декабре 2017 года вышло постановление правительства Петербурга №40 об эстетических регламентах объектов и элементов благоустройства, в соответствии с которым было запрещено размещение на зданиях всех видов рекламных конструкций, кроме временных — строительных сеток. Максимальная высота настенной вывески была ограничена 620 мм, вывески в виде отдельных букв должны быть еще меньше, не более 550 мм. Перечень шрифтов в постановлении жестко регламентирован и не учитывает особенности товарных знаков. Рекламные конструкции на крышах и указатели на козырьках запрещены. Эти требования одинаковы и для исторического центра, и для спальных районов.
Чиновники Смольного энергично взялись за наведение порядка: были сформированы собственные бригады, которые массово сносили несогласованные конструкции, а сами чиновники массово выписывали штрафы. Только в I квартале 2018 года было выписано штрафов на общую сумму 100 млн рублей. За весь прошлый год — 300 млн рублей штрафов.
И, хотя часы де-юре не являются рекламной конструкцией, выполнение их в фирменном стиле РЖД, видимо, и позволило чиновникам отнести циферблат именно к этой категории конструкций.