Вернуть себе максимум: выходец из "Яндекса" создал кешбэк-сервис для онлайн-покупок

Автор фото: Архив "ДП"
Антон Сухарев, совладелец кешбэк-сервиса Megabonus.

Антон Сухарев (33 года) вот уже третий год помогает экономить любителям покупок в Интернете. Его сервис Megabonus дает возможность потребителям возвращать часть денег от покупки, а бизнесу — привлекать новых клиентов и наращивать продажи. Сейчас этими услугами пользуются в 130 странах мира.

Антон Сухарев родился в столице, получил высшее образование в Московской финансово–промышленной академии, а в Петербург переехал в 2014 году. В 2015–м он запустил сервис, которым теперь пользуются около 1,5 млн человек. Его проект Megabonus помогает бизнесу находить новых клиентов, а онлайн–покупателям — возвращать до 40% стоимости товара. Благодаря этому сервису пользователь в среднем экономит $300 в год, самые активные — до $100 тыс. По оценке экспертов рынка, оборот компании может составлять около $1,4 млн в месяц.
"Когда пользователи приходят к нам на сайт и покупают что–либо из каталога партнеров, мы получаем от магазинов комиссию и делимся частью доходов с нашими клиентами, выплачивая кешбэк", — поясняет суть Антон.
Прежде чем открыть собственный бизнес, Антон 6 лет проработал по найму. Именно опыт, приобретенный за это время, дал возможность уйти в свободное плавание. На первом месте работы (интернет–аукцион "Молоток") Антон за 4 года прошел путь от модератора и специалиста службы поддержки до руководителя службы информационной безопасности. Он занимался развитием отдела защиты покупателей. Талантливого специалиста заметил и переманил к себе "Яндекс": компания планировала создать похожую систему для проекта "Яндекс.Маркет". Антон проработал там 1,5 года: выстроил систему защиты покупателей и занялся контролем качества магазинов. Затем в погоне за опытом и интересной работой из крупной IT–корпорации юноша перешел в стартап Shopnetik.

Свое

В итоге, узнав изнутри электронную коммерцию, Антон получил приглашение попробовать себя в новом проекте. Это был кешбэк–сервис для покупок в Интернете. Его запускали знакомые из IT–сферы: им нужен был партнер с навыками развития интернет–проектов. "К тому же они искали человека, у которого был опыт организации бизнес–процессов и управления командой. Как у меня", — объясняет Антон. В "Яндексе" под его управлением работали 20 человек, в Shopnetik — восемь.
От идеи до запуска первой версии продукта прошел месяц: сервис получил название AliBonus и заработал в ноябре 2015 года. Антон стал его совладельцем. На запуск ушло около $10 тыс. Первые клиенты появились уже в декабре: они узнавали про новый сервис из соцсетей. Изначально он был ориентирован только на работу с AliExpress, клиентами становились частные лица, а также перекупщики, берущие товар малыми партиями (их доля не превышает 1% от числа всех клиентов).
Всего в первый год работы в стартап было вложено $500 тыс. (это прибыль владельцев AliBonus от сторонних проектов). В кругу знакомых Антону бизнесменов никто в идею кешбэка не верил. "Мне явно давали понять, что эта тема не рабочая", — вспоминает он. Между тем проект активно рос: к концу первого года, кроме трех основателей, над стартапом работали шесть наемных сотрудников. Сейчас в компании уже 30 специалистов.

Ускорение

Летом 2017 года проект сменил стратегию и имя: сохранив сотрудничество с AliExpress, Megabonus стал подключать к партнерской сети все больше интернет–магазинов. Для этого к середине 2017 года компания увеличила бюджеты на маркетинг в 20 раз.
"Сейчас в неделю к нам подключается около 30 магазинов. Их уже больше 800, — уточняет Антон. — В конечном счете наша задача сделать так, чтобы каждый раз, когда человек совершает в Интернете покупку, он мог сэкономить". Партнерами стали Booking, "ЛитРес", "Связной", "М.видео", Aviasales, "Юлмарт", Lacoste. В среднем в месяц клиенты сервиса оставляют в этих магазинах $12,5 млн (в 2016 году, когда сервис ориентировался только на AliExpress, — $231 тыс.).
В 2018 году компания запустила новый сервис для b2b — Megabonus White Label. На его разработку потрачены 3 месяца и $20 тыс. Он позволяет владельцам интернет–ресурсов создавать и настраивать собственный кешбэк–сервис для покупателей, не тратясь на разработку ПО.
В 2017 году рынок интернет–торговли в РФ, по данным АКИТ, составил более 1 трлн рублей, из них 400 млрд рублей пришлось на трансграничную торговлю, то есть товары с иностранных площадок.
"Рынок кешбэка в мире и в РФ будет только расти и получит у нас второе дыхание, как только в стране легализуют криптовалюту", — уверен криптоинвестор Андрей Рябых.
Число онлайн–покупателей в РФ ежегодно растет на 10–15%. Потенциальный объем рынка кешбэка в стране оценивается в 55 млрд рублей в год. Сейчас оборот трех лидеров — около 360 млн рублей. Это LetyShops, Kopikot и Megabonus. Всего компаний на рынке несколько десятков.