Авариям удвоят протокол. С 1 июня 2018 года лимит выплат по европротоколу увеличат до 100 тыс. рублей

Без участия ГИБДД оформляется каждое третье ДТП. С 1 июня, после увеличения лимита выплаты по ОСАГО при оформлении европротокола до 100 тыс. рублей, участники аварий будут вызывать полицию еще реже.

Доля ДТП, оформляемых в упрощенном порядке, без участия сотрудников ГИБДД, по так называемому европротоколу, планомерно растет в последние годы. После 2014 года, когда закон увеличил максимально возможную сумму ущерба, которую можно получить по полису ОСАГО при таких авариях, с 25 тыс. до 50 тыс. рублей, рост этой доли заметно ускорился.
По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), в 2014 году по европротоколу прошли чуть более 10% выплат из числа тех, которые были урегулированы прямым возмещением убытков (когда пострадавший обращается в свою страховую компанию, где он покупал полис ОСАГО). А в 2015–м по европротоколу было сделано более 18% выплат. В 2017–м — уже 32,6%.
Причем если 4–5 лет назад Петербург и Ленобласть можно было назвать более продвинутыми регионами в плане грамотности автовладельцев (здесь водители оформляли европротокол почти вдвое чаще, чем в среднем в России), то теперь россияне догнали петербуржцев.
Дополнительным стимулом для увеличения популярности европротокола стало внесение изменений в Правила дорожного движения (ПДД), которые предписывают освобождать проезжую часть и не создавать пробок, считает президент РСА Игорь Юргенс. По данным РСА, общая сумма выплат по европротоколу за 2017 год составила 11,5 млрд рублей, что на 21,8% больше к 2016 году в целом (9,44 млрд рублей).
С 1 июня 2018 года лимит выплат по европротоколу снова удваивается, до 100 тыс. рублей. Для столичных регионов — Москвы, Подмосковья, Петербурга и Ленобласти — он может быть еще в 4 раза выше, 400 тыс. рублей.

ДТП без погон

"ДП" спросил у участников рынка и представителей ГИБДД, как повышение лимита повлияет на желание водителей оформлять ДТП без полиции. Страховщики в основном высказывали мнения, что эффект будет позитивным, но вряд ли приведет к взрывному росту доли европротокола. Елена Копьева, начальник отдела правового обеспечения УГИБДД ГУ МВД РФ по Петербургу и Ленобласти, рассказала, что, несмотря на то что участники дорожного движения за последние годы стали пользоваться европротоколом значительно чаще, многие из них, даже зная про такую возможность, все еще вызывают полицию на место ДТП и заявляют, что боятся, что без справки ГИБДД страховая компания не выплатит им возмещение. "Они готовы подвергнуться административному наказанию, лишь бы избежать этого риска", — констатирует представитель ГИБДД. Кроме того, автовладельцев беспокоит, что они не могут уверенно оценить сумму ущерба. В ГИБДД поступают жалобы, что страховщики иногда специально завышают сумму ущерба до 51 тыс. рублей, чтобы отказать в выплате по европротоколу. С учетом сказанного, повышение лимита до 100 тыс. рублей, вероятно, снизит опасения водителей по поводу европротокола.
Правда, есть еще одна проблема, сдерживающая популярность европротокола: после повышения тарифов ОСАГО в 2015 году доля автовладельцев с фальшивым полисом ОСАГО или без полиса ежегодно увеличивается. Если у виновника ДТП полиса нет, то это проблема в любом случае, хоть с ГИБДД, хоть без. Но есть вероятность, что приехавший на оформление ДТП сотрудник полиции с ходу обнаружит подделку. Вероятность обнаружить подделку самим пострадавшим в ДТП существенно меньше.
Как считает автоэксперт Сергей Смирнов, увеличение лимита выплаты по европротоколу если и увеличит число водителей, оформляющих ДТП самостоятельно, то ненамного. "Дело в том, что к оформлению по европротоколу прибегают лишь при несложных авариях. А это, как правило, ДТП с мелкими повреждениями. 50 тыс. рублей — в принципе достаточная сумма, — поясняет он. — Конечно, увеличение лимита до 100 тыс. позволит пострадавшим чувствовать себя увереннее в момент принятия решения о самостоятельном оформлении аварии. При этом я уверен, что большинство выплат по европротоколу останется в пределах прежнего лимита. А вот страховые мошенники явно активизируются: 100 тыс. — та сумма, которая может быть интересна криминалу".

Ждем подорожания

Опрошенные эксперты считают, что удвоение лимита выплат по европротоколу вряд ли заметно повлияет на стоимость ОСАГО. "Комфорт страхователей, безусловно, повысится, но повысится и убыточность ОСАГО, что в конечном счете скажется на повышении тарифов. Снизится количество водителей, которые ожидают ГИБДД и занимаются сбором справок для получения страхового возмещения", — говорит Александр Баклушин, председатель комитета по автострахованию Союза страховщиков Петербурга и Северо–Запада.
Как уже писал "ДП", в ближайшие несколько лет и так ожидается повышение средней стоимости полисов в связи с затеянной Банком России поэтапной либерализацией тарифов ОСАГО, которая в перспективе приведет к установлению индивидуальных тарифов по ОСАГО в зависимости от опыта и стиля вождения автовладельцев.
Сторонники либерализации тарифов любят ссылаться на опыт Германии, где она привела к снижению тарифов на автогражданку, особенно для законопослушных водителей. Но, учитывая нынешний дефицит денег в системе ОСАГО, вряд ли следует ждать повторения германской истории в России. "Резко ЦБ тарифы поднимать не будет, но страховой рынок ожидает в ближайшее время увеличения тарифов на 20–30%", — подтверждает эту точку зрения Баклушин.
Оснований бояться неточно что–то оформить в европротоколе и получить отказ в выплате у страхователей меньше, чем получить из ГИБДД справку, где написано, что обстоятельства ДТП не выяснены, когда оно случилось — непонятно, виновник неизвестен. По таким документам, естественно, происходят отказы в выплате. До появления европротокола в ПДД был пункт о том, что водители, если они согласны в оценке вины одного из них в ДТП, могут уехать с места происшествия, зарисовав его схему, потом подъехать в ГИБДД и там ДТП оформить. По пути можно оценить сумму ущерба в автосервисе.
Александр Баклушин
председатель комитета по автострахованию Союза страховщиков Петербурга и Северо–Запада