Завтрак у знаменитости. Как звездные рестораторы покоряли Петербург или проваливались

Автор фото: Коллаж: dp.ru
Автор фото: Коллаж: dp.ru

Певец Тимати объявил о заходе сети бургерных Black Star Burger в Петербург. До него звездные артисты и другие знаменитости неоднократно пробовали себя в ресторанном бизнесе города: несмотря на то что многие проваливались и закрывались, есть и обратные примеры.

"Деловой Петербург" сделал подборку самых громких ресторанных проектов Петербурга, связанных с певцами, актерами, спортсменами и другими известными личностями.
Как правило, все они стартовали ярко, добиваясь успеха на волне информационного шума. Когда ажиотаж спадал, заведения начинали испытывать проблемы, меняли формат или вовсе прекращали работу. Последним, кто решил испытать удачу, стал певец Тимур Юнусов (Тимати) со своей сетью Black Star Burger.

Первопроходцы и долгожители

В самом начале 2000-х открыть ресторан в Петербурге отважилась Людмила Чубайс, первая жена экс-министра финансов России Анатолия Чубайса. Неоднозначный имидж, сложившийся вокруг политика из-за программы приватизации, не помешал ей более десяти лет управлять заведением русской кухни "Мечта Молоховецъ". Это местечко стало одним из самых стабильных на рынке. Среди его посетителей были Пол Маккартни, Белла Ахмадулина и Жорес Алферов.
В интервью для "ДП" Людмила Чубайс признавалась, что при создании ресторана главной целью она ставила не получение прибыли. Возможно, в этом подходе и кроется секрет успеха.
"Когда в начале 2002 года мы все это затевали, место было совсем непроходное. Понятно было, что надо человека чем-то заинтересовать, чтобы он сюда пришел. Хотелось увязать архитектуру здания с архитектурой ресторана. Дом очень красивый, в стиле северного модерна, интерьер мы создали ему под стать. А русскую кухню выбрали из патриотических соображений. Знаете, обидно, что у нас популярна японская кухня и не популярна русская. Хотелось показать, что в России есть хорошая кухня и хорошие рестораны", — говорила Людмила Чубайс.
Заведение в Ковенском переулке продолжает работать до сих пор. Сама Людмила Чубайс, по данным СПАРК, вышла из числа владельцев бизнеса в 2015 году, продав свою долю в компании азербайджанскому предпринимателю Парвизу Гасанову.
Менее удачно сложилась судьба ресторана фигуриста, олимпийского чемпиона и депутата Госдумы Антона Сихарулидзе. Его бистро, бар и заведение быстрого обслуживания под единым названием "Сфинкс" на площади Восстания продержалось 5 лет. В 2010 году он уступил место более демократичной пивной Puberty. В итоге "Сфинкс" переделали в набравший популярность формат фри фло.
Аналитики тогда связывали это событие с тенденцией массового выхода непрофессионалов из ресторанного бизнеса. Свою роль сыграли и политические амбиции Антона Сихарулидзе. Он вступил в "Единую Россию", избрался в Законодательное собрание Петербурга, а затем перешел в Госдуму и вынужден был избавиться от прямого участия в своих активах.
Легенда "Зенита" Александр Кержаков стал еще одним спортсменом, пытавшимся инвестировать свою известность в ресторанный бизнес. В 2002 году, всего на второй сезон после дебюта в составе сине-бело-голубых, он открыл кафе "Лукоморье". Вложения в бизнес достигали $150 тыс. Спустя пару лет заработало второе заведение с аналогичным названием, на него, по приблизительным оценкам, футболист потратил уже $300 тыс.
Развитию сети помешал пожар, повредивший одно из кафе. А вскоре Кержаков покинул Россию и продолжил карьеру в Испании. Новая попытка зайти на ресторанный рынок случилась недавно. Бывший нападающий "Зенита" стал управляющим рестораном грузинской кухни "Сули Гули". Проект воплотили в жизнь совместно с Ginza Project.

Рок и попса

Лидер группировки "Ленинград" Сергей Шнуров в 2010 году еще не получил всенародную славу и не взрывал YouTube клипами-триллерами. В партнерстве с друзьями он открыл бар "Синий Пушкин", который спустя 8 лет продолжает эксплуатировать тематику андеграунда и трэш-вечеринок. Образ музыканта по-прежнему используется в рекламе, заманивая толпы поклонников.
Более солидный ресторан "КоКоКо" артист открыл в 2012 году совместно с супругой Матильдой. Именно она стала управлять новым бизнесом, активно раскручивая его через соцсети. Изначально заведение позиционировало себя как место с фермерскими и сезонными продуктами от поставщиков Северо-Западного округа. Переехав в престижный отель W St. Petersburg на Вознесенском проспекте, ресторан расширился. На базе крестьянско-фермерского формата был запущен интернет-магазин экологических и натуральных товаров.
Пока дела известной петербургской рок-семьи обстоят неплохо. За последний финансовый год общая выручка ООО "Кококо" Матильды Шнуровой составила 118,5 млн рублей, а чистая прибыль — 3,2 млн рублей, следует из базы СПАРК.
Аналогичную стратегию с доставкой также выбрал ресторан советской кухни певца Стаса Михайлова Kommunalka, открывшийся на Петроградской стороне весной 2016 года. Заведение было создано не с нуля, а появилось через покупку франшизы. Сделку стоимостью 2 млн евро оформила принадлежащая ему компания SM Group.
Эксперты "ДП" сразу говорили, что подобные проекты довольно успешны. Правда, Стас Михайлов надеялся открыть целую сеть ресторанов по всей России, но планы создания 50 заведений затормозились. Спустя год после запуска проекта артист заявил, что ресторан может перейти в стороннее управление.
"Я думал, это немного быстрее пойдет. Хотел быстрее воплотить свои планы в жизнь. Ресторан сейчас только набирает обороты. Нам поступило предложение отдать его в управление. Или мы будем сами этим дальше заниматься. Мы сейчас находимся на распутье. Думаю, мы найдем компромисс. И эта история будет жить, потому что много души в этот проект вложено", — отметил Михайлов в интервью "КП".
В отличие от Стаса Михайлова, его коллега по поп-сцене Сергей Жуков раскинул сеть "Руки вверх бара" на несколько городов. Все началось с Москвы в 2012 году, после чего экспансия романтики 1990-х началась в Петербурге, затронула Казань, Челябинск, Красноярск, Якутск и Екатеринбург. Правда, не везде музыканту сопутствовала удача. В Москве и Челябинске заведения закрылись, а в столице Урала даже не успели полноценно запуститься.

Профессионалы и скандалисты

Один из самых известных российских рестораторов Аркадий Новиков с первого раза разочаровался в Петербурге. Он открывал в городе трактиры "Елки-палки", в 2006 году запускал по франшизе аналог московского Market в ТРК "Варшавский экспресс". Однако весь этот опыт был неудачным, и заведения быстро закрывали. Эксперты среди причин провала называли низкое качество еды и ошибки управления.
В 2017 году Новиков затеял второй поход на Петербург. На этот раз он решил перевезти из Москвы концепцию ресторана "Сыроварня" с собственным производством моцареллы, буратты, рикотты, страчателлы и качотты. Следом было объявлено о запуске бургерных "#Farш". Сети качественной уличной еды, по мнению аналитиков, во многом активизировались благодаря строительству "Зенит-Арены" и получению крупных международных соревнований. Кубок конфедераций и чемпионат мира по футболу притянули в Петербург крупных московских игроков.
Пожалуй, самым экстравагантным заведением Петербурга за последнее время стала сеть магазинов "Хлеб и соль" православного предпринимателя Германа Стерлигова. Его заведения прославились запретом на обслуживание людей с нетрадиционной ориентацией. Одну из лавок с деревенскими продуктами в октябре 2017 года атаковали антифашисты. Они разбили витрину и оставили надписи "позор фашизму".
В итоге Стерлигов вынужден был объявить о продаже бизнеса, пожаловавшись на чрезмерное давление надзорных инстанций. "По мере наездов прокуратуры на другие магазины и их будем закрывать. Понятно, что при желании домотаться и до столба можно. Мне уже шестой десяток, знаю все не понаслышке. А сеть уже сейчас выставляем на продажу, чтоб будущий покупатель смог бы пока еще своими глазами увидеть, как бойко идут продажи в еще работающих наших магазинчиках. Лучше всего, конечно, и дальше специализироваться на натуральных продуктах питания", — писал Стерлигов в ноябре прошлого года.
С тех пор, однако, петербургская сеть продолжает подавать признаки жизни. Более того, в апреле был открыт сервис онлайн-заказа, а начале мая на странице заведения в соцсетях появился пост о том, что "Хлеб и соль" ищет помещения для открытия новых магазинов.