Поезд дальше не идет. Эксперт Павел Боровков о том, почему петербургское метро остается на бумаге

Наш Ленинградский ордена Ленина метрополитен имени В.И. Ленина всегда грандиозен в планах, только весьма скромен в их реализации. Почему так?
Про планы — достаточно понятно: Петербург всегда старается выглядеть городом вперед и стратегически смотрящим, развивающимся быстро и по регулярному плану, по завету своего основателя. Поэтому у нас так много сил на уровне правительства, Торгово-промышленной палаты и разных иных сообществ прикладывается к разработке дорожных карт, стратегий и видений. Далее же все это, к великому сожалению, натыкается на нехватку ресурсов: как элементарно финансовых, так и более сложных организационных — и остается в большей своей части на бумаге.
Взять, например, работу коммунальных служб во дворах. Состояние автомобильных дорог на разных участках и набережных, кроме совсем фасадных. Отсутствие аэроэкспресса при все возрастающем обороте в Пулково. Серый пояс заброшенных промышленных предприятий, на котором сидят сотни неэффективных собственников и не пускают коммерческих девелоперов.
В этом же ряду — и развитие сети метро. Станции открываются очень медленно — даже те, что давно обозначены на красивых схемах в вагонах.
Итак, финансовые и управленческие ресурсы очень ограничены. Какие факторы их разрывают в разные стороны? Все, так или иначе, сводится к непониманию властей, в какую сторону будет развиваться Питер и Ленобласть.
Во-первых, вынесут ли столицу области из метрополии? И если да, то куда: в Гатчину, Выборг или какой-то новый город-спутник? Опять же, если вынесут, то это будет лишь бюрократическая рокировка или в новой столице будет строиться какая-то новая транспортная инфраструктура, которая окажет воздействие и на потоки Петербурга?
Во-вторых, какой количественный эффект окажут окончание строительства башни "Газпрома" и переезд его штаба к нам? Замкнутся ли газовики в Курортном районе и построят у себя там отдельный коммунальный рай либо они и, прежде всего, обслуживающий их штат будут активно ездить в центральные районы?
В-третьих, какие еще из федеральных структур власти решат перевести в Северную столицу? И в какие ее районы?
Наконец, вынесут ли останки предприятий из упомянутого серого пояса и застроят ли его территорию жилыми кварталами, либо он будет вечным атрибутом Питера?
Взять Москву — почему там метро развивается быстрее, чем Артемий Лебедев успевает рисовать его схемы? Потому что там власти действуют хоть и волюнтаристски, зато всем понятно — в какую сторону в обозримом будущем. Плюс финансовый бюджет.
Желаю и нашей администрации более четкого видения и бюджета. А главное — управленческой воли.
Павел Боровков, "Партнеры и Боровков"