После 1 июля в магазинах и ресторанах Петербурга могут начаться перебои с продуктами животного происхождения

С 1 июля 2018 года ассортимент мяса, молока и рыбы на прилавках и в ресторанах может сократиться на треть из–за неготовности рынка к введению обязательной электронной сертификации. За год поставщики могут потерять 50 млрд рублей, это приведет к их консолидации.

C 1 июля полки петербургских магазинов могут недосчитаться мяса и молока. Система электронной сертификации и учета сельхозпродукции "Меркурий" станет обязательной для всех производителей, поставщиков и продавцов, однако не все успеют подключиться к ней до лета. Опрошенные "ДП" участники цепочки поставок сельхозпродукции и представители Россельхознадзора рассказывают, что сейчас к системе подключены примерно 50–70% их контрагентов.
В Россельхознадзоре со ссылкой на данные торговых сетей говорят, что 50% поставщиков не готовы оформлять продукцию в "Меркурии", в Петербурге доля таких компаний меньше — 30%. "С теми, кто не включился в систему, с 1 июля сети сотрудничать откажутся, потому что им тоже не нужны проблемы, когда поставщик спохватился", — говорит представитель ведомства.
Продажи мяса, мясных и молочных продуктов, рыбы, а также яиц в прошлом году в Петербурге и Ленобласти составили 180 млрд рублей. Если треть этого объема не дойдет до потребителя, то потери производителей, которые не успели зарегистрироваться в "Меркурии", за год могут превысить 50 млрд рублей.

Отследить все грузы

Система "Меркурий" создана Россельхознадзором, ее основная задача — сокращение времени на оформление ветеринарных сопроводительных документов и контроль перемещения товаров животного происхождения по всей стране. По сути это аналог ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система для учета алкоголя). Система даст возможность отследить перемещение товара от производителя до магазина или ресторана. Затраты на внедрение для участников составляют 1–2 млн рублей (в зависимости от количества площадок). Так, ГК "Лосево" потратила 1,5 млн рублей на обновление системы 1C до необходимого уровня для интеграции с "Меркурием". В компании "Атриа Россия" рассказали, что затраты составили около 700 тыс. рублей (подключение к системе и маркировка коробов штрихкодом по просьбе сетей).
Федеральные продуктовые сети уже давно заполняют электронные ветеринарные документы в тестовом режиме. У Х5 Retail Group около 1,5 тыс. поставщиков продукции, с 1 июля 2018 года подлежащей ветеринарной сертификации. Из них 40% не подтвердили готовность работать в "Меркурии" либо не провели комплекс мероприятий по его внедрению в собственные бизнес–процессы. Это не только региональные, но и крупнейшие федеральные поставщики продукции.
"Лента" подключена к "Меркурию", но готовность поставщиков к работе в системе оценивает как невысокую. "Мы рассчитываем на то, что за оставшееся до полноценного запуска системы время поставщики подготовятся к работе", — говорят в пресс–службе сети.

Дорого и безрезультатно

Самые проблемные места "Меркурия" — техническое несовершенство IT–системы и неприспособленность под специфику каждой отрасли. Как отдельную проблему игроки выделяют переход на поштучный учет товара.
"Ни один из заводов и складов компании Danone не имеет технической возможности интеграции своих информационных систем с системой "Меркурий", поскольку на рынке на данный момент отсутствуют решения для обмена данными. Компании пытаются самостоятельно разрабатывать дорогостоящие решения, но "Меркурий" постоянно обновляется, и это нивелирует все попытки, делая процесс дорогостоящим и безрезультатным", — категоричны в Danone.
Производитель также отмечает, что сейчас система работает в лучшем случае на 2–3% предполагаемой нагрузки. К примеру, в месяц она обрабатывает 2,5 млн сертификатов, а это объем только одной компании Danone за 2 дня (она, как и другие крупные участники рынка, еще не работает в системе).
"Пока много технических недоработок. Например, если машина ломается в пути и нужна замена, нет возможности внести это в систему.
Не совсем понятно, как учитывать остатки сырья, если сырое молоко будет приходить из нескольких хозяйств. В общем, требуется адаптация под каждую отрасль и формат предприятий", — говорит Валерия Иванова, руководитель отдела PR и рекламы ГК "Лосево".

Взносы за ошибку

Между тем цена ошибки для участников цепочки высока. В кулуарах сельхозпроизводители даже называют систему "Меркурий" механизмом по сбору штрафов. Их размеры для тех, кто не успел вовремя подключиться, сравнительно небольшие: для граждан — до 1 тыс., для юрлиц — до 20 тыс. рублей. Деятельность юрлиц также может быть приостановлена на срок до 90 суток.
Однако с 1 июля бумажные документы станут недействительны, а ответственность за перевозку сельхозпродукции без ветеринарных справок серьезна: штрафы для граждан — 3–5 тыс., для организаций — 300–500 тыс. рублей. "Очевидно, что нужен переходный период: с мягкими штрафами (или вообще без них) на этапе внедрения системы, пока технические вопросы не будут улажены", — считает Валерия Иванова.

Малопонятная система

Участники рынка сходятся во мнении, что система нужна, но на пути ее реализации возникнут те же проблемы, что и с ЕГАИС, срок внедрения которой неоднократно переносили. "В целом тенденция по реализации системы хорошая. Она действительно не оставит места фальсификату. Но для этого потребуется много времени. Велика вероятность, что дата запуска будет перенесена", — прогнозирует Валерия Иванова. В "Роскаре" позитивными результатами называют упрощение и ускорение документооборота, снижение затрат за счет перехода на электронный документооборот, повышение прозрачности движения товаров, что приведет к повышению качества сельхозпродукции на рынке страны.
"Безусловно, для сельхозпроизводителей это хорошая новость, уменьшение объема контрабандного товара положительно отразится на импортозамещении, — рассуждает Николай Митчин, управляющий партнер Beer Family Project, — но вот для рестораторов это одни минусы — лишние затраты и дополнительная головная боль". По его словам, о необходимости внедрения системы он узнал только потому, что его компания производит сыры, для большинства рестораторов "Меркурий" — по–прежнему малопонятная система.
Действительно, опрошенные рестораторы признались, что ничего не знают о необходимости погашать документы на сельхозпродукцию, хотя закупают ее.
Участники рынка прогнозируют, что если сроки ввода "Меркурия" не перенесут, то с 1 июля часть несетевых точек и треть поставщиков с суммарным оборотом более 50 млрд рублей вынуждены будут на время закрыться или вовсе уйти с рынка. Таким образом, оставшиеся участники смогут нарастить свою долю за их счет.
По опыту ЕГАИС, которую начали внедрять в 2006 году, процесс может затянуться более чем на 10 лет и привести к тотальной перестройке оптово–розничного рынка.
Что у нас будет 1 июля, мы узнаем 1 июля. Я могу сказать, что если сейчас ассортимент составляют десятки производителей молочной продукции, мясной, рыбной, то будет просто меньше выбор. Пустых полок не будет точно. Уменьшится ассортимент за счет тех, кто не хочет работать в новой системе или не может, так как теряет возможность легализовать фальсифицированную продукцию. К сожалению, есть такой момент, может быть, это наш менталитет, что люди ждут до последнего дня. Три года мы этим занимаемся, но в последние дни встречаем людей, которые вообще первый раз слышат о системе.
Олег Емцев
заместитель руководителя Управления Россельхознадзора по Петербургу, Ленинградской и Псковской областям
Наше предприятие в полном объеме в систему "Меркурий" интегрировалось в 2017 году. Ожидаем, что затраты на внедрение окупятся в течение 1 года. Основная проблема — отсутствие единого стандарта по работе с системой, в результате чего возникают иногда противоречивые требования со стороны покупателей. Например, к маркировке товара: различные типы штрихкодов, форматы этикетки, из–за чего приходится увеличивать номенклатуру, складские площади и выполнять реинжиниринг бизнес–процессов.
Михаил Лягуш
финансовый директор АО "Птицефабрика "Роскар"
Мы общаемся с коллегами и видим, что многие мелкие производители не понимают, как работает "Меркурий". Кто не подключится до 1 июля, тому придется приостановить продажи. Мы уже работаем в тестовом режиме. Производители заводят продукцию в систему, например масло, молоко, творог, и на всех этапах ее надо гасить. Есть сходство с системой "ЕГАИС", но объемы продукции животного происхождения в десятки раз больше, чем алкоголя, соответственно, и работы гораздо больше. Если вдруг что–то из системы исчезнет на каком–то этапе, то предполагаются штрафы в несколько сотен тысяч рублей.
Александр Мышинский
совладелец торгового дома "Реалъ"
К работе с "Меркурием" готовы примерно 50% наших поставщиков. Мы действуем в этой системе в реальном режиме, и основная проблема состоит в очень медленной работе сервиса. Видимо, не хватает производительности серверов. Длительное время отклика на любое действие в системе приводит к невозможности организовать 100%–ную автоматизацию процессов. Оно также дает почву для дополнительных опасений: что случится с сервисом в момент пиковой нагрузки, когда его использование будет обязательно для всех?
Андрей Шкредов
исполнительный вице–президент "Атриа Россия"