"Метрострой" и концерн "Титан–2" подписали мировое соглашение, поставившее точку в двухлетней судебной войне вокруг ЛАЭС–2

Автор фото: Trend/Павел Долганов
Гендиректор холдинга «Титан–2» Григорий Нагинский.

"Метрострой" семьи Александровых и концерн "Титан–2" семьи Нагинских вчера подписали мировое соглашение, которым завершили двухлетнюю судебную войну из–за приемки работ на ЛАЭС–2 с общей суммой взаимных претензий почти на 5 млрд рублей.

Как сообщил "ДП" заместитель гендиректора АО "Концерн Титан–2" и управляющий партнер АБ "Григорьев и партнеры" Александр Григорьев, представляющий интересы концерна в споре с петербургским "Метростроем", вчера стороны обменялись подписанными экземплярами соглашения об урегулировании споров. По его условиям, "Титан–2" как генподрядчик строительства Ленинградской атомной электростанции — 2 (ЛАЭС–2) и "Метрострой" как подрядчик этого строительства отказываются от всех взаимных судебных претензий на общую сумму около 4,9 млрд рублей, которые они предъявили друг другу в 12 арбитражных исках, поданных с мая 2016 года (см. "История строительства ЛАЭС–2...").

Разочлись и разошлись

По условиям соглашения "Титан–2" обязуется в течение 2 месяцев выплатить "Метрострою" 608 млн рублей (527 млн — по работам, уже принятым "Росэнергоатомом", и 67 млн — по одному из решений суда), а также возобновить процесс сдачи–приемки выполненных подрядчиком работ на общую сумму 1,135 млрд рублей. Те работы из их числа, которые примет заказчик строительства — концерн "Росэнергоатом", будут оплачены.
При этом стороны согласились разделить эти работы на две неравные части: 647 млн и 448 млн рублей. Первая часть, по словам партнера "Григорьев и партнеры" Натальи Григорьевой, почти бесспорная: претензий по ней меньше, и они могут быть относительно легко устранены при сотрудничестве сторон. Вторая же часть вызывает вопросы, и, по словам Григорьевой, есть сомнения, что "Росэнергоатом" ее вообще когда–либо примет. Но стороны будут пытаться предъявить и ее.
Кроме того, "Титан–2" добровольно отказывается от требования неустойки 200 млн рублей, которую он уже взыскал в суде, и отзывает иски к подрядчику на общую сумму 790 млн рублей.
К этим суммам следует прибавить еще около 100 млн рублей, которые "Титан–2" выплатил в ходе одного из судебных разбирательств, а также 117 млн, выплаченных по решению суда по вступившему в силу другому делу. Таким образом, "Метрострой" может получить до 1,96 млрд рублей из тех 2,6 млрд, которые он предъявил "Титану–2" в течение 2 лет конфликта.
Сам "Метрострой" отказывается от всех своих исков, находящихся в споре, на общую сумму 1,654 млрд рублей.
"Мы удовлетворены условиями мирового соглашения", — прокомментировали в пресс–службе "Титана–2".
В пресс–службе "Метростроя" также официально подтвердили, что соглашение подписано и компанию полностью удовлетворяет: "Мировое соглашение подразумевает, что обе стороны согласны с условиями соглашения. То, что обе стороны его подписали, говорит о том, что условия всех устраивают" (подробнее см. "Комментарии").
Юристы, представлявшие "Метрострой" в судах (на его стороне работают "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры", а также Институт проблем предпринимательства), подтвердили факт подписания соглашения их клиентом.
"Мы считаем, что это наша победа, выражение про худой мир и добрую ссору тут, на наш взгляд, неуместно, — говорит Ирина Мошнякова, руководитель юридического отдела практики "Недвижимость и строительство" ИПП. — Конечно, мы были готовы добиваться для клиента получения еще на 30–40% благ больше, но это бы заняло много времени".
В адвокатском бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" не прокомментировали ситуацию никак.

Мирный атом

ПАО "Метрострой" (46% акций у Смольного, остальные у физлиц, в том числе 38% — у бывшего и нынешнего гендиректоров компании Владимира и Николая Александровых, отца и сына) работало на строительстве ЛАЭС–2 с 2009 по 2017 год. Изначально (2007–2008 годы) компания даже боролась за статус субгенподрядчика у СПбАЭП, но проиграла борьбу "Титану–2" (контролируется семьей экс–сенатора и экс–замминистра обороны Григория Нагинского) из–за того, что не имела лицензии на атомное строительство. Она ее получила в 2009 году и стала подрядчиком у "Титана–2", взяв субконтракты на строительство градирен и зданий реактора энергоблоков № 1 и № 2.
Общая сумма субконтракта, по данным судебных актов, составила около 32 млрд рублей. Большая часть средств была освоена, но по ряду пунктов сметы на этапе сдачи работ заказчику возникли проблемы. Представители сторон объясняют их тем, что в течение 8 лет стройки у нее трижды менялся генподрядчик.

Без объявления войны

В суд эти споры выплеснулись в мае 2016 года, когда "Метрострой" потребовал взыскать с генподрядчика 949 млн рублей. В ответ "Титан–2" подал встречный иск, в котором указал, что 720 млн рублей из заявленных в иске подрядчика оплачены при авансировании. Суды шли почти 2 года, лишь 10 апреля 2018 года суд кассационной инстанции окончательно признал правоту "Титана–2" и постановил взыскать с него лишь 117 млн рублей.
Между тем стороны вывалили в суды все свои взаимные претензии: "Метрострой" подал восемь исков на общую сумму 2,6 млрд рублей, "Титан–2" — четыре иска (включая встречные) на общую сумму почти 2,2 млрд рублей (впоследствии он уменьшил сумму одного иска с 1,24 млрд до 0,24 млрд рублей). В итоге суды отказали в исках "Метростроя" на 832 млн рублей и признали необоснованными встречные претензии "Титана–2" на 173 млн.
Теперь "Метрострой" сможет пустить освободившиеся средства на ускорение работ по строительству метро в Петербурге, а также на урегулирование проблем с налоговой, которая (как писал "ДП" 26 марта 2018 года) провела в компании масштабную выездную проверку, по итогам которой может доначислить ей до 1,3 млрд рублей недоимки.
Кроме того, к компании есть претензии и у Смольного. Вчера суд принял к производству иск комитета по строительству Петербурга к ОФК–банку о взыскании 4,2 млрд рублей по банковской гарантии за "Метрострой" по контрактам, заключенным в 2016 году. "Иск подан в связи с несвоевременной сдачей ОАО "Метрострой" государственному заказчику работ по контрактам, касающихся завершения строительства стадиона, — пояснили в комитете. — Указанные контракты были обеспечены банковскими гарантиями, выданными ПАО Банк "ОФК". Поэтому подача иска в том числе связана с отзывом лицензии у банка 16 апреля 2018 года. Размер иска определен исходя из условий контрактов с ОАО "Метрострой" и банковских гарантий ПАО Банк "ОФК". До подачи иска претензионный порядок был соблюден Комитетом по строительству в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса РФ", — сообщили в комитете.
Примечательно, что совладельцем (25%) ОФК–банка является миллиардер Николай Егоров, старший партнер адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры", которое, в свою очередь, защищало интересы "Метростроя" в войне с "Титаном–2".
"Метрострой" обладает нормальной финансовой устойчивостью, что подтверждается итогами работы общества за 2017 год и наличием показателя прибыли. Кроме того, компания обеспечена на ближайшие несколько лет действующими контрактами, а значит, финансированием. Мировое соглашение с компанией "Титан–2" позволит нам окончательно закрыть вопрос со строительством Ленинградской АЭС–2, что в итоге, несомненно, окажет положительное влияние и на общее финансовое состояние компании.
Николай Александров
генеральный директор ОАО "Метрострой"
Холдинг "Титан–2" полностью удовлетворен условиями заключенного сегодня соглашения об урегулировании споров с "Метростроем". Оно учитывает интересы обеих сторон. Наша компания изначально была сторонником конструктивного диалога. Рад, что в итоге мы были услышаны оппонентами. Что касается работ подрядчика, которые вызвали претензии у заказчика, то холдинг "Титан–2" завершил все необходимые работы своими силами и сдал объект.
Григорий Нагинский
президент холдинга "Титан–2"
Любое мировое соглашение лучше, чем продолжение арбитражного процесса, при условии, что ни одна из сторон не была загнана в угол. Но не думаю, что это тот самый случай. И "Титан–2", и "Метрострой" — тяжеловесы строительного рынка. Наверняка они нашли компромисс, который устроил обоих. Если бы мировое не достигли и, допустим, "Метрострой" оказался бы проигравшим в этом споре, для него удар был бы ощутимый, поскольку речь об огромных деньгах. Для богатого "Титана–2", наверное, проигрыш тоже был бы проблемой, но менее серьезной, учитывая масштаб бизнеса.
Олег Барков
девелопер
"Титан–2" — один из членов нашего союза. Членские взносы платит исправно, но особой активности не проявляет. Хотя для Соснового Бора это, безусловно, градообразующее предприятие — ни одна местная проблема не решается без участия компании и ее руководства. Не говоря уже о значении налогов "Титана–2" для округа и региона. "Метрострой" тоже не лыком шит. Так что мировому соглашению двух гигантов можно только порадоваться. От их конфликта страдали многие люди. Теперь у них появился шанс на нормальную жизнь.
Руслан Юсупов
глава ЛенОблСоюзСтроя