Петербургский миллиардер Виктор Гордейчук открыл крупнейший в России магазин оптики с диагностическим центром

Автор фото: Роман Яндолин
Виктор Гордейчук, владелец сети «Счастливый взгляд».
Петербургский миллиардер Виктор Гордейчук, продав в 2016 году сеть "Техношок" семье Гуцериевых, сконцентрировался на развитии своего второго розничного проекта — сети магазинов оптики "Счастливый взгляд". В настоящее время компания насчитывает 167 точек в России и входит в тройку крупнейших игроков на розничном рынке.
Бизнесмен открыл в апреле в Петербурге на Лиговском проспекте флагманский магазин компании, который по площади станет самым крупным среди сетей оптики в России — почти 900 м2 (для сравнения: средняя площадь точек "Счастливый взгляд" — 60 м2). Половину территории занял медицинский диагностический центр, в котором можно пройти диагностику и лечение органов зрения. Инвестиции в его открытие составили 77 млн рублей (без учета аренды), из них 13 млн — затраты на медицинское оборудование. Также бизнесмен собирается открыть в Петербурге офтальмологическую клинику стоимостью несколько миллионов евро.

Стать лидером

Как рассказал владелец сети "Счастливый взгляд" Виктор Гордейчук, он намерен вывести свою сеть в лидеры по выручке и в течение 3–4 лет увеличить долю на розничном рынке России с нынешних 4 до 10%. По оценке исследовательской компании GfK, в топ–3 сетей входят "Линзмастер" (принадлежит инвесткомпании HAL Investments) и "Айкрафт Оптика".
В 2017 году было открыто более 30 салонов "Счастливый взгляд", в этом году — не менее 40 точек. Что касается развития флагманского магазина, то в будущем компания планирует открывать аналогичные салоны в Москве и городах–миллионниках. "Для Петербурга и городов–миллионников достаточно будет одного такого салона. А в Москве можно иметь один громадный салон и три–четыре магазина по 500–600 м2", — сообщил Виктор Гордейчук. Срок окупаемости такого магазина составит примерно 4 года. Средний чек в сети "Счастливый взгляд" — 6,3 тыс. рублей, ассортимент насчитывает до 1,5 тыс. наименований, во флагманском, по расчетам компании, средний чек будет как минимум в 2 раза выше, а число наименований достигает 8 тыс. В настоящее время бизнесмен принимает решение об открытии офтальмологической клиники, где будут проводиться хирургические и лазерные операции. Она будет размещена на втором этаже здания флагманского салона оптики, или же бизнесмен построит отдельное здание. "Нам этот проект объективно нужен, так как через наши оптики проходит большая клиентская база и многие покупатели могут стать клиентами нашей клиники", — пояснил он, подчеркнув, что для ее открытия потребуется несколько миллионов евро.

Европейское отставание

Петербургский рынок оптической розницы — один из наиболее конкурентных в России. В последний год в городе наконец открыл свои первые магазины один из российских лидеров — "Айкрафт Оптика". Объем розничного рынка оптики в России (без учета продаж на рынках и в одежных сетях) в 2017 году составил 53,8 млрд рублей против 52,4 млрд в 2016 году, подсчитали в GfK. Наибольшая доля продаж (31%) в 2017 году пришлась на очковые линзы, и по 24% — на контактные линзы и оправы.
По оценкам экспертов, потребление в России на рынке оптики существенно отстает от европейского. Среднестатистический россиянин тратит в год 5,5 евро на эту продукцию, во Франции этот показатель равен 96,2 евро, в Германии — 56,8 евро.
Розничный рынок оптики в России будет развиваться по такому же сценарию, как и другие сегменты розницы (продуктовая, бытовой техники и электроники): доля одиночных оптик и небольших сетей будет снижаться.