Почему в России высокие цены на электронику

   

Алексей Банников, генеральный директор группы компаний "Фотосклад.ру":

Техника в России может стоить в 1,5–2 раза дороже, чем за рубежом. И каждый год это заставляет все большее количество покупателей задумываться о приобретении техники в иностранных магазинах или о покупке товара у частных лиц.
Первая причина высоких цен — политика вендоров. Несмотря на то что антимонопольные законы регулируют взаимоотношения производителя и продавца, все равно складываются ситуации, в которых вендор ставит ретейлера в затруднительное положение, предлагая устанавливать именно рекомендованную цену. Казалось бы, решение в данном случае за ретейлером, но на деле нарушение такой договоренности может грозить прекращением сотрудничества с поставщиком. Схема противоречит закону, но большинство продавцов все же идут на уступки из–за боязни потерять товар, на который имеется спрос.
Решение у этой проблемы тоже есть. Например, сталкиваясь с требованиями назначать рекомендованную розничную цену, "Фотосклад" предпочитает не идти на сотрудничество и не участвовать в ценовом сговоре. Если бы так поступала каждая компания, вендорам пришлось бы пересмотреть свою политику, и мы пришли бы к ситуации действительно свободного ценообразования.
Вторая причина — курс валюты. Все мы помним кризис 2014 года, когда в результате роста курсов доллара и евро техника подорожала практически вдвое. И эта проблема куда серьезнее, а решить ее непросто. Для начала желательно создать у нас в стране плодотворную почву для инвестиций и разработок. С достаточным количеством выставок, грантов на разработки и привлечением инвестиций мы можем создать подходящую площадку для того, чтобы из каждого второго замысла смогли родиться компания и производство. Только таким образом у нас появится возможность не зависеть от курса валюты и обеспечивать покупателя отечественными аналогами товаров.
Последний фактор, который влияет на цены на технику, — это малый бизнес. В нашей стране наблюдается та же тенденция, которая сложилась в США и Европе, где один крупный портал сумел поглотить массу небольших точек. Наш основной игрок — это "Яндекс.Маркет". Платформа служит в качестве витрины, и все, от поиска до покупки, можно оформить прямо там. Многие небольшие магазины или развивающиеся сайты просто не выдерживают конкуренции и закрываются, а в результате ограничивается выбор, что приводит к возможности устанавливать более высокие цены. В теории это не является нарушением антимонопольных законов, однако на практике получается так, что одна компания получает возможность контролировать целую отрасль рынка. К чему это приведет в дальнейшем, сказать пока трудно, однако перспектива безальтернативной торговли никогда не считалась позитивной.
Подводя итоги, можно сказать, что в ближайшее время с учетом новой пошлинной системы для ввоза товаров и правильного поведения ретейлеров по отношению к вендорам мы сможем стабилизировать ситуацию и добиться более гибкой ценовой политики. Для этого нужны как поддержка государства, так и более единодушная позиция самих продавцов.