Строительная группа "Норманн" с обязательствами 3 млрд рублей перед 6 тыс. дольщиков намерена подать иск о своем банкротстве

Автор фото: Вышинский Денис
Смирнов Владимир, совладелец компании "Норманн".

Группа "Норманн" с обязательствами 3 млрд рублей перед 6 тыс. дольщиков готовится к банкротству. Ее крах может стать крупнейшим для строительного рынка за последний год.

Группа "Норманн" Владимира Смирнова, которая строит в Петербурге и Ленобласти семь жилых комплексов площадью более 340 тыс. м2, планирует подать иск о собственном банкротстве. Это следует из данных Единого федерального реестра о деятельности юрлиц (Федресурс). Квартиры в проектах компании ждут 6,2 тыс. дольщиков, а сумма обязательств перед ними превышает 3 млрд рублей.
Всего, по данным Рейтингового агентства строительных компаний (РАСК), за 2017 год в регионе стало на 1 тыс. строительных фирм меньше. Не все они обанкротились. Но сокращение строительной маржи и нестабильность ситуации на рынке загоняют застройщиков в угол. Поэтому число банкротств в отрасли может вырасти.
Судя по данным Арбитражного суда, с начала года структуры ИСГ "Норманн" получили десятки исков от контрагентов. В их числе компания "ЛСР. Бетон", которая намерена обанкротить "Норманн–Строй". Также три входящих в группу "Норманн" юрлица ("Норманн ЛО", "Норманн", "Норманн–Запад") уведомили Федресурс о намерении обратиться с иском о собственном банкротстве. Это ставит под угрозу достройку девелопером жилых комплексов из 13 домов, где квартиры ждут более 6 тыс. дольщиков. Общая сумма средств, вложенных ими в проекты "Норманна", составляет 3,25 млрд рублей. А на достройку зданий, по данным экспертов, нужно 2–2,5 млрд рублей.
Компания пыталась найти эти средства своими силами и даже готовила распродажу активов. В частности, шли переговоры с компанией Liga Estate о продаже части проекта "Яркий мир" в Янино. Однако, как сообщили "ДП" на рынке, стороны так и не договорились о схеме продажи участка.
Также для пополнения оборотных средств "Норманн" еще в начале года планировал выпустить коммерческие облигации на 10 млрд рублей и направить средства на достройку проблемных объектов. Но и этого не произошло.
"Мы заявили о намерении подать иск о банкротстве своих компаний, чтобы иметь возможность контролировать ситуацию и избежать недружественных действий", — пояснил "ДП" гендиректор "Норманна" Борис Бросалин. По его словам, компания намерена сделать все, чтобы избежать банкротства, достроить дома и передать квартиры дольщикам. На вопрос, планирует ли "Норманн" подавать заявления о намерении банкротства других своих юрлиц, Борис Бросалин не ответил.
"Такие иски уже были инициированы, но в основном прекращены. А по долговым требованиям контрагентов мы ведем переговоры", — заключил Борис Бросалин.
В Госстройнадзоре Ленобласти сообщили, что застройщику предлагали подписать соглашение о взаимодействии при достройке трех объектов в регионе. "Но бизнес–план компания пока не представила", — сказали там. Источники в Ленобласти также добавили, что для "Норманна" есть два сценария развития событий. Первый — долгое, но чистое банкротство. Второй (более спорный план) — разбить "Норманн ЛО" на пять юрлиц, чтобы завершить все дома девелопера по отдельности.
Вице–губернатор Петербурга по строительству Игорь Албин заявил "ДП", что о ситуации с "Норманном" пока не знает. "Но, если проблема есть, будем способствовать ее решению", — заявил он. Сейчас на контроле городских властей находятся три объекта "Норманна". Каждый из них построен на 90%.

Компания с историей

Группу "Норманн" в 2004 году основали Владимир Смирнов, Юрий Рафальский и Игорь Витковский. Рафальский и Витковский в 2000–х годах активно развивали бизнес в сфере производства стройматериалов и подрядных работ. В их холдинг "Северо–Западная нерудная компания" входили около 20 предприятий по добыче песка, щебня, компания "Такси–бетон" и ИСГ "Норманн".
Но в конце нулевых Юрий Рафальский занялся политикой: вступил в "Единую Россию", в 2010–2011 годах занимал пост заместителя главы Республики Карелии. Игорь Витковский сосредоточился на собственной компании "Интратул". А "Норманн" перешел под контроль Владимира Смирнова. На данный момент, по данным СПАРК, он и контролирует строительную фирму.
В 2013 году "Норманн" приобрел ростовский Донхлеббанк, который на сегодняшний день является основным партнером девелопера по выдаче ипотеки. По данным отчетности МФСО, капитал Донхлеббанка на 1 декабря 2017 года составляет 328,9 млн рублей. А оборот предприятий группы "Норманн" в 2016 году, по СПАРК, снизился на 11,5%, до 2,3 млрд рублей. Отчетность за 2017 год еще не раскрыта.

Не смерть, а диагноз

Участники рынка новость о банкротстве "Норманна" восприняли без лишних эмоций. "Если бы вдруг грохнулись "Группа ЛСР" или ГК "Эталон", это было бы резонансно. А здесь даже ничего интересного", — добавил еще один собеседник "ДП".
"Неопределенность перешла в ясность. И это хорошо. Банкротство — это не смерть, а лишь диагноз, после которого можно приступать к лечению. А именно к поиску новых инвесторов, которые помогут достроить дома, и к продаже "лишних" активов", — говорит исполнительный директор ГК "С.Э.Р." Павел Бережной.
"На рынок это банкротство не повлияет. Мы видели множество примеров, когда компания в таком состоянии завершала объекты и передавала квартиры дольщикам. Ни паники, ни роста недоверия к бизнесу это не вызовет", — уверен исполнительный директор СК "Ойкумена" Роман Мирошников.
Но и оптимизма происходящее у строителей не вызывает. По подсчетам РАСК, за 2017 год число строительных компаний в нашем регионе сократилось на 1 тыс. — их осталось 8,6 тыс. Некоторые ушедшие обанкротились (см. "Наиболее крупные банкротные процессы..."), другие приостановили работу или сменили вид деятельности.
Одна из причин происходящего — сокращение маржи в строительном бизнесе до 5–10% (до кризиса 2014 года она была на уровне 10–30%). Также давит на строителей финансовая нагрузка, обусловленная кризисом неплатежей и снижением прибыли. За последние 3 года, по данным Rusland SP, прибыль строителей снизилась в 2–3 раза, а совокупная просроченная кредиторская задолженность только в Петербурге превысила 14 млрд рублей. Из них 84% — долги перед поставщиками и подрядчиками. Застройщикам также осложняют жизнь постоянно меняющиеся правила игры на рынке. Крупному бизнесу легче к ним приспособиться, а малым и средним компаниям возросшая нагрузка оказывается не по силам, отмечают в Seven Suns Development.
Так что в будущее участники рынка смотрят с тревогой. "Оборотные средства компании должны составлять 20–30% от общей суммы заключенных контрактов. Тогда банкротство бизнесу не будет грозить. А сейчас многие работают фактически в ноль, лишь бы остаться на плаву. Но долго так не продержишься, а улучшения ситуации пока не предвидится. Сокращение числа строителей продолжится", — заключили эксперты Rusland SP.
"Норманн" всегда казался симпатичной компанией, они не жулики и не хулиганы. Их ситуация связана с рискованной стратегией, рассчитанной на рост рынка, что в итоге не оправдалось и привело к такому результату. Я думаю, что это не последний случай на рынке региона. В 2013–2014 годах продажи жилья в Ленобласти росли, многие предприниматели рассчитывали, что эта тенденция на долгие годы. Но грянул кризис, рынок перестал расти, был ужесточен ФЗ № 2014 о долевом строительстве. В итоге ставка застройщиков на рост спроса сыграла с ними злую шутку.
Георгий Богачев
координатор Национального объединения строителей по СЗФО
Это не первый и далеко не последний участник строительного рынка, который испытывает подобные проблемы. Надежд на достройку объектов другими девелоперами не очень много: подавляющее большинство игроков сейчас больше озабочены тем, как достроить собственные объекты, нежели приобретением проблемных. Чтобы девелоперы взялись достраивать уже имеющийся набор проблемных проектов, государство должно оказывать поддержку. Мы же пока наблюдаем только ужесточение условий.
Арсений Васильев
Генеральный Директор ГК "УНИСТО Петросталь"
Ситуация катастрофическая. Вскоре нас ждет полный обвал отрасли. Штрафные санкции в отношении строителей в пользу дольщиков составляют около 80% от стоимости приобретенного жилья. Понятно, что штрафуют всех, но обычно это не более 10%. Происходящее сейчас — это абсурд. Банкротства последуют одно за другим, особенно среди компаний, которые работают в экономсегменте. Мы постоянно боремся с таким явлением, как обманутые дольщики, но в результате их станет еще больше. Надо немедленно вносить поправки в закон и ограничивать штрафные санкции для застройщиков.
Аркадий Скоров
генеральный директор СК "Дальпитерстрой"
Это редкий застройщик, который ведет себя прилично, несмотря на тяжелые обстоятельства. К сожалению, в зоне риска сейчас все компании, который работают в сегменте дешевого жилья в спорных локациях. Последние 3 года рынок даже не стагнирует, а падает. Конечно, в таких условиях застройщики, у которых нет диверсификации в объектах, когда за счет одних можно вытягивать другие, чувствуют себя плохо. Думаю, "Норманн" в свое время просчитался в стратегии, ожидая, что рынок восстановится.
Руслан Юсупов
президент Леноблсоюзстроя
Авторы: Александра Конфисахор, Наталья Ковтун, Ольга Мягченко