Индекс украинского борща вырос в России

 

Центральный банк Российской Федерации опубликовал в пятницу прелюбопытную бумагу, главная мысль которой сразу была подхвачена рядом СМИ. В своем докладе "Динамика потребительских цен: факты, оценки, комментарии" авторы сообщили о резком "удорожании плодоовощной продукции, связанном с более ранним, чем в прошлом году, исчерпанием ее запасов". Затем провели уже ставшую привычной с августа 2017 года аналогию: "В марте продукты для приготовления борща — капуста, свекла, картофель, морковь, лук и чеснок — подорожали в годовом выражении на 16% по сравнению с 9% в феврале".
Это не первый случай, когда аналитики ЦБ используют украинский опыт для оценки благополучия россиян. Так называемый индекс борща — это украинский аналог индекса бигмака для оценки покупательной способности различных валют, а также определения реальной стоимости гривны.
Борщ — разновидность супа на основе свеклы, придающей ему кроваво–красный цвет. Он является древнейшим блюдом восточных славян, основным первым блюдом украинской и южнорусской кухонь. Похожие блюда есть у белорусов (боршч), поляков (barszcz "баршч"), литовцев (barsciai "барщчяй"), румын (bors "борш") и молдаван (bors "борш"). С борщом связано много поверий. Например, считалось, что с паром от борща отлетает душа покойника. Потому он является традиционным блюдом на украинских поминках.
Достойно похвалы, что в ЦБ знают о непрерывном ухудшении жизни сограждан. В РФ сейчас более 21 млн граждан с доходом ниже прожиточного минимума для трудоспособных — 11 163 рубля. По данным аналитического холдинга "Ромир", "среднестатистической российской семье из трех человек необходимо ежемесячно 75,9 тыс. рублей для нормального уровня жизни".
В целом правильные оценки аналитиков ЦБ имеют слабое место. Борщ — главное первое блюдо южнорусских кухонь. Севернорусская кухня имеет отличие, отмеченное генералиссимусом Александром Суворовым: "Щи да каша — пища наша".