"ДП" изучил динамику цен на бензин за 1,5 года и выяснил, что ждет российский топливный рынок в ближайшем будущем

В последнее время цены на топливо покоряют все новые и новые высоты. В конце марта трейдеры отметили, что оптовые цены на Санкт–Петербургской международной товарно–сырьевой бирже побили свой исторический рекорд. С тех пор показатели продолжают расти.

Драматические перемены в ценовых показателях топлива российские трейдеры заметили еще осенью 2017 года. Тогда участники Российского топливного союза направили президенту РФ письмо, где выразили свою обеспокоенность ситуацией. Почти сразу после этого Владимир Путин заявил о вероятном снижении цен, а уже после Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выдала крупнейшим нефтяникам предупреждения, и цены были заморожены.
Однако стоимость бензина недолго оставалась стабильной: уже к концу марта 2018 года цены вновь заметно выросли. Участники Ассоциации российских трейдеров нефтепродуктами, а затем и члены Российского топливного союза снова обратились за помощью к высшим лицам государства. Трейдеры направили письма, где предупредили о "неконтролируемом росте цен на бензин и дизельное топливо на оптовом рынке" и о возможном последующем банкротстве независимых АЗС. В своем письме глава Российского топливного союза Евгений Аркуша подчеркнул, что биржевые ценовые индикаторы выросли на 11 –13% спустя всего 2 недели после выборов, оставив инфляцию позади.
В свою очередь глава Минэнерго Александр Новак в апреле заявил, что рост цен происходит в соответствии с инфляцией и ситуация в целом не является критичной для независимых АЗС.

Локальный рынок

В Петербурге и Ленобласти, по данным аналитического агентства "ОМТ–Консалт", цены на бензин тоже продолжают повышаться. Так, в начале апреля всего за 3 дня тонна бензина сортов Регуляр–92 и Премиум–95 подорожала в среднем на 500 рублей. Что касается дизтоплива в регионе, здесь динамика цен выглядит несколько спокойнее: средний показатель роста составил всего 200 рублей, и тем не менее показатели стремятся вверх (см. "Динамика цен...").
В целом же прогноз аналитиков "ОМТ–Консалт" нельзя назвать оптимистичным: по их подсчетам, тренд на дальнейший рост цен, связанный в первую очередь с увеличением стоимости на бирже, в ближайшее время только продолжится.

Причины

Первый заместитель генерального директора ПТК Леонид Чурилов отмечает, что на рост отечественных топливных цен влияет в первую очередь общемировая тенденция. "Сейчас идет резкое повышение мировых цен, а вместе с тем вырос показатель Netback: например, по бензину Аи92 с 44 тыс. рублей до 54 тыс. рублей за тонну", — поясняет он.
Кроме того, участники рынка отмечают и другой фактор ценовых перемен. Исполнительный директор компании "Ростехразвитие" Вадим Фомин видит причину роста показателей еще и в санкциях со стороны США, повлиявших на стоимость доллара и евро. "Поскольку топливо и нефть за границу продается в долларовом эквиваленте, компаниям сейчас выгоднее осуществлять поставки за рубеж. Тем самым они могут сдержать рост доллара, переводя часть выручки в рубли, а вместе с тем увеличится наполняемость бюджета", — добавил собеседник.
Вадим Фомин рассказал, что удержание цены на высоком уровне губительно не только для независимых операторов, оно также наносит удар по таким гигантам, как "Газпром" и "Роснефть": и у одних, и у других АЗС, по его версии, могут работать в убыток еще с осени. Однако из–за неготовности вертикально интегрированных компаний конфликтовать с государством ценовые показатели остаются высокими, добавил собеседник.

Ничто не вечно

Тем не менее удержание цен на текущем уровне, по оценкам эксперта, продлится примерно до середины мая. "Потом возможны два варианта развития событий. Либо снизятся цены на мелком опте, и, как следствие, цена на нефть или стоимость доллара резко упадет. Такой сценарий я нахожу маловероятным. Альтернативный и более реалистичный вариант: правительство принимает рыночные условия и разрешает АЗС отпустить (поднять) цены", — поделился своим прогнозом Вадим Фомин.
По мнению эксперта, дальнейшая судьба независимых операторов, находящихся в самом уязвимом положении, практически полностью зависит от политики властей. "Независимые АЗС почувствуют себя гораздо лучше, если власти не запретят поднимать цены бензин на "государственных" АЗС. Но если такие компании, как "Газпром", не повысят цены, то независимые операторы будут вынуждены либо остановить бизнес, либо торговать дальше в минус. Если же розничные цены пойдут наверх или будет урегулирована отпускная цена с заводов, независимые операторы выживут", — рассказал Вадим Фомин.
Избежать повтора нестабильной ситуации в топливной сфере, по мнению Леонида Чурилова, помогут меры по защите внутреннего рынка от прямого воздействия мировых цен. "То, что происходит в оптовом сегменте сейчас, к сожалению, никем, кроме ФАС, не замечается; все смотрят только на цены АЗС", — добавил эксперт.