Офсетная война. Как регионы борются за фармпроизводителей

Автор фото: Валентина Свистунова
Петр Родионов, генеральный директор ГК «Герофарм», не может не участвовать в конкурсе на 20% российского рынка инсулина. Однако в случае победы будет вынужден перевести завод из Петербурга в Москву.

Петербургские фармпроизводители опасаются, что развитие механизма офсетного контракта (завод в обмен на гарантированный сбыт) ударит по существующим инвестпроектам.

О том, что нужно внимательно анализировать механизмы поддержки фармпроизводителей, заявил в ходе отраслевого форума IPhEB Максим Мейксин, председатель городского комитета по промышленной политике и инновациям. Он отметил, что недавно город подписал специальный инвестиционный контракт (СПИК) с петербургским предприятием, а теперь этот производитель рискует потерять треть своего рынка из–за офсетных контрактов, которые заключают власти Москвы.
Речь идет о компании "Герофарм", с которой в конце 2017 года РФ и Петербург подписали СПИК. В рамках семилетнего договора компания вложит 1,5 млрд рублей во вторую очередь комплекса по производству инсулинов в Пушкине (общая стоимость — 3,3 млрд рублей). По последней информации, запуск второй очереди намечен на ноябрь.
Мера поддержки инвесторов в виде офсетного контракта появилась не так давно. Статья 111.4 федерального закона "О контрактной системе" вступила в силу в 2016 году. Благодаря ей власти регионов получили право заключать госконтракт на закупку лекарств в обмен на обязательство производителя наладить выпуск лекарств на территории именно этого региона. По сути, это гарантированный госзаказ, потому что власти региона включают инвестора в перечень единственных поставщиков, то есть госзакупки проходят без конкурса. Требований не много: инвестиции не менее 1 млрд рублей, контракт на срок менее 10 лет и Россия в качестве страны происхождения товара.
Первый такой контракт на 14 млрд рублей заключили власти Москвы с биотехнологической компанией "Биокад". Они приобретают у "Биокада" 22 наименования противоопухолевых препаратов. Взамен он должен инвестировать 3 млрд рублей в производство в ОЭЗ "Зеленоград".

Попытка номер два

Месяц назад стало известно о планах Москвы заключить второй офсетный контракт. Речь идет о строительстве производства стоимостью не менее 7 млрд рублей, сообщал РБК со ссылкой на столичный департамент экономической политики и развития. За 4 года инвестор должен наладить производство 47 препаратов для лечения заболеваний пищеварительной, кровеносной, сердечно–сосудистой и дыхательной систем. Взамен город гарантирует ежегодную закупку препаратов завода на сумму 8 млрд рублей.
"Герофарм" видит в инициативе Москвы серьезную угрозу для развития производства инсулинов. "Через несколько лет мощности нашего завода позволят обеспечить 100% потребности страны в инсулине. В течение 2–3 лет мы выведем на рынок все известные в мире препараты инсулина, — говорит Петр Родионов, генеральный директор ГК "Герофарм". — Но в случае заключения московского офсета доступ на самый большой региональный рынок для нас будет закрыт, а это 20% всего российского рынка. Производство, в которое инвестирует деньги государство, рискует стать нерентабельным".
По данным DSM Group, общий объем сегмента госпитальных закупок в стране в 2017 году вырос на 13,5% к 2016 году и составил 375,3 млрд рублей. На рынок Москвы в денежном выражении приходится 17,4% от этого объема. Для сравнения: доля Петербурга составляет 5,7%, Московской области — 3,7%.
"Действительно, сложилась довольно неприятная ситуация, противоречие между мерами поддержки на федеральном уровне (СПИК) и на региональном (офсетный контракт), с которой теоретически может столкнуться каждый производитель", — говорит директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов.
По его мнению, правильно было бы регионам учитывать действующие программы, но у каждого региона есть свои целевые показатели, в определенном смысле между ними идет борьба за ограниченный круг инвесторов.
Механизм офсетных сделок не противоречит задачам программы "Фарма–2020". Продукция, которая производится в рамках офсетного контракта, продается не только в одном регионе, она поставляется по всей стране и идет на экспорт, способствуя выполнению показателей программы. Сейчас субъекты РФ бьются за крупных инвесторов и офсетный контракт — один из способов их привлечения. В то же время необходимо координировать планы регионов в отношении подобных контрактов, например, на уровне рабочей группы при Минпромторге России. Речь идет именно о координации, а не об управлении, поскольку каждый регион волен распоряжаться своим бюджетом по своему усмотрению.
Алексей Торгов
заместитель гендиректора по работе с органами госвласти BIOCAD