Он талантливый, он просто заблудился: раскол в петербургском "Яблоке"

Автор фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Конфликт в петербургском "Яблоке", тлевший около года, вышел в публичную плоскость — депутат Законодательного собрания от "Яблока" Михаил Амосов публично выступил против лидера партии Григория Явлинского. Личностный конфликт, впрочем, лишь отражает серьезный партийный кризис.

В партии "Яблоко" очередной раскол — один из старейших и уважаемых "яблочников", депутат Законодательного собрания Петербурга Михаил Амосов открыто выступил против лидера и основателя партии Григория Явлинского, обвинив того в вождизме, нежелании договариваться с другими оппозиционерами и развале партии.
На пресс-конференции в Петербурге Михаил Амосов, который, вообще-то, еще и лидер петербургского отделения "Яблока", хотя и с приостановленными полномочиями, и член федерального политкомитета партии, заявил, что по указанию Явлинского из Москвы спускают указания, как голосовать в регионах, кого назначать на руководящие посты и выдвигать в кандидаты в депутаты. Петербургский депутат же, напротив, полагает, что региональные отделения лучше знают ситуацию на местах и им надо доверять, давая больше свободы.
"У нас происходит возвращение демократической централизации, когда все решает Москва. Невозможно управлять партией и всем руководить из столицы, думая, что там лучше других все знают про регионы. Так рассуждали в КПСС — нам из центра виднее, а вы там проголосуете так, как мы вам скажем", — возмущался Амосов.
Демарш выглядел довольно удивительно. На протяжении многих лет Михаил Амосов считался соратником Григория Явлинского и занимал его сторону во внутрипартийных конфликтах.
Но конфликт, возникший уже между ними, длится не первый месяц. Еще весной 2017 года федеральное руководство фактически распустило петербургское отделение и приостановило полномочия Михаила Амосова на посту председателя отделения. Петербургский депутат считает, что истоки конфликта в том, что на выборах 2016 года в Законодательное собрание городские "яблочники" отказались ставить Григория Явлинского в первую тройку "паровозом", как это было на выборах-2012 (тогда Явлинский вообще единолично стал во главе партсписка в результате еще одного старого конфликта). Основатель партии обиделся, посчитав, что его предали. Противники Амосова, наоборот, говорят, что депутат просто боялся проиграть выборы в петербургский парламент, поэтому решил избавиться от Явлинского и возглавить список. Напомним, по итогам выборов в Законодательное собрание прошли всего два "яблочника": Амосов и Борис Вишневский.
Теперь эта мини-фракция из двух человек раскалывается пополам. Михаил Амосов обвиняет Явлинского в том, что тот препятствует назначению партийной конференции в Петербурге, потому что тогда лидером мог бы стать Амосов. В итоге в Петербурге партия уже год живет без руководства.
"Вместо того чтобы решать задачи о победе на выборах и продвижении партии, люди заняты внутренними склоками, — возмущен петербургский депутат. — Вот если бы год назад провели в Петербурге конференцию, то на ней бы я и победил, но они специально это сделали". При этом он все еще хорошо относится к Григорию Явлинскому, считая, что "он талантливый человек, но просто заблудился".
Григорий Явлинский не комментирует конфликт, но нужно отметить, что недовольных его руководством в партии достаточно. Публичные выступления Михаила Амосова, конечно, скорее исключение из правил, но внутри "Яблока" многие согласны с тем, что партии необходимо обновление.
За личной драмой Михаила Амосова стоит кризис старейшей демократической партии страны. В вождизме Явлинского упрекали неоднократно, но никто так и не смог дать ответ на вопрос, как может быть по-другому. А именно сейчас этот вопрос встал перед партий по-настоящему остро.
С одной стороны, "Яблоко" — единственной из оппозиционных партий — добивается хоть каких-то успехов в регионах, имея представительства в парламентах Псковской области, Петербурга, Костромской области, Карелии, добивается побед на муниципальных выборах, а не так давно "яблочница" Галина Ширшина была главой Петрозаводска.
С другой — в Госдуме "Яблока" нет с 2008 года, и результаты только падают. Меньше 2% партия получила на думских выборах 2016 года, а на последних президентских Явлинский финишировал с результатом в 1,05%, хуже, чем у Ксении Собчак. 66-летний политик объявил, что на следующих выборах президента баллотироваться не будет, и посоветовал коллегам искать преемника.
Обновляться — но как? Михаил Амосов, которому теперь светит исключение из партии, допускает, что перейдет в Партию перемен Собчак и Гудкова, хотя эта партия и существует пока только в проекте.  
В глазах оппозиционной молодежи "Яблоко" уступает незарегистрированным, но более динамичным объединениям под флагами Алексея Навального или Дмитрия Гудкова. Несменяемость Явлинского — проблема, но все попытки найти альтернативу провалились. Пытались поднять Сергея Митрохина, однако он с треском проиграл выборы мэра Москвы в 2013 году в том числе Навальному. Действующий формальный лидер Эмилия Слабунова в публичном пространстве выглядит еще слабее. Пожалуй, единственным "яблочником", способным претендовать на полноценное лидерство, является пскович Лев Шлосберг, но бросать вызов основателю партии он явно не собирается, да и сумеет ли стать тем, кем его хотят видеть его сторонники, еще неизвестно. Сейчас в "Яблоко" пришел еще довольно известный политтехнолог Максим Кац, успешно проведший муниципальную кампанию в столице летом 2017 года, но к нему у многих ветеранов отношение крайне настороженное, его считают рейдером.
Магия имени слишком сильна — вождь, может быть, уже для кого-то совсем невыносим и бесперспективен, но как жить без вождя, судя по всему, никто не представляет даже в самом "Яблоке". На протяжении 25 лет в России не менялись участники политических баталий — Явлинский, Зюганов, Жириновский, все они в своих партиях воспроизводили путинскую Россию в миниатюре, и все боялись думать о том, что лидеры не вечны, а когда это все-таки подтвердилось, оказалось, что к этому никто не готов. Под вопросом в итоге оказывается существование самих партий, и это будет настоящий, а не хронологический, конец эпохи 1990-х.