Как блокировка скажется на стоимости мессенджера и всех тех, кто зарабатывает на стартапе Павла Дурова

Таганский суд вынес решение о блокировке Telegram за отказ передавать ключи шифрования. "ДП" проанализировал, насколько мессенджер на самом деле популярен в России, что потеряет Telegram из-за блокировки, а также что случится с рекламодателями и бизнесом в мессенджере.

В Google Play приложение на данный момент занимает девятое место среди бесплатных приложений в категории "Связь". В русской версии AppStore Telegram находится на первом месте в топе чат-мессенджеров в категории "Социальные сети".

Россия активна, но не на первом месте

Ежемесячно мессенджером, по разным оценкам, пользуются 200 млн пользователей во всем мире. Согласно исследованию Института современных медиа MOMRI, в России за 2017 год 12 млн российских пользователей (19% всех пользователей смартфонов по России) скачали мессенджер и пользуются им регулярно. Самыми популярными приложениями для россиян все еще остаются WhatsApp, Viber, Вконтакте, пишут MOMRI, поэтому представления о популярности мессенджера в России все же несколько завышены. Больше всего приложением пользуются жители Москвы — 28% пользователей смартфонов в городе.
Но при этом аналитическая платформа AppAnnie утверждает, что в России был самый высокий показатель по скачиваниям приложения за год среди других стран. Наибольшей популярностью в Google Store Telegram пользуется в Иране и Узбекистане, причем в Иране он занимал 60% всего мобильного трафика (кроме времени, когда он был заблокирован в стране). В AppStore по популярности мессенджера на первом месте находится Казахстан, а второе место делят еще несколько стран бывшего СССР, включая Белоруссию и Украину. По словам представителей компании, большинство пользователей (85%) пользуются мессенджером все же на платформе Android.
В случае с блокировкой в России примечателен пример Ирана, в котором мессенджер в конце 2017 года запретили на несколько месяцев местные власти (причина — массовые антиправительственные протесты, которые, по мнению властей, организовывались с помощью мессенджера). Тогда после блокировки приложения число просмотров новостных телеграм-каналов упало на 20%, то есть почти 80% иранских читателей таких каналов начали использовать средства для обхода блокировок. Читаемость телеграм-каналов других тематических направлений упала до 50%. В конце концов иранские власти отменили блокировку из-за больших финансовых потерь местного бизнеса. По словам президента Ирана Хассана Рухани, около 100 тыс. иранцев лишились своей работы.

Блокировка выгодна

Капитализацию компании изначально было довольно сложно оценить, потому что Telegram не выходил на IPO и практически вообще не монетизировался. Все расходы на функционирование компании Павел Дуров (с его же собственных слов) возмещал из своих собственных средств. Примерную стоимость Telegam создатель мессенджера оценивал в $2-4 млрд, именно столько ему предложили другие крупные IT-компании за Telegram на ранних стадиях запуска стартапа.
В начале этого года Павел Дуров объявил о выходе компании на ICO с запуском собственной криптовалюты Gram и блокчейн-платформы TON, проект эксперты оценили как перспективный. В марте Аарон Браун из компании AQR Capital Management предположил, что капитализация Gram по разным оценкам в может достичь $200 млрд в ближайшие 5 лет.
Для реализации проекта Павел Дуров привлек $850 млн долларов от 81 инвестора, среди которых были и довольно известные фигуры: основатель Qiwi Сергей Солонин и бывший владелец "Вимм-Билль-Данна" Давид Якобашвили.
Алексей Деревянкин, технический директор оператора фискальных данных "Первый ОФД", оценил примерную стоимость Telegram на данный момент в $3-5 млрд, более того, он убежден, что блокировка в России не принесет компании никаких потерь и, наоборот, привлечет инвесторов.
"На капитализации это скажется положительно. Блокировка в России скорее продемонстрирует миру принципиальность мессенджера в отношении нераспространения приватных данных пользователей", — прокомментировал ситуацию для "ДП" Деревянкин.
С ним согласен Денис Кусков, генеральный директор информационно-аналитического агентства TelecomDaily.  
"Компания работает на территории многих стран, и потеря аудитории — это не лучшая вещь для Telegram, но, с другой стороны, то, что компания не пошла на поводу у одной страны, на мой взгляд, даже более положительно скажется на капитализации компании. Все, что делают наши власти и Роскомнадзор, для Telegram как-то идет в плюс", — считает он.
Сам Павел Дуров, похоже, не очень беспокоится из-за блокировки приложения.
"Власть правительств над IT-компаниями основана на деньгах. В любой момент правительство может обрушить акции компании, угрожая перекрыть ей денежные потоки, и тем самым вынудить делать странные вещи (например, заставить Apple перенести серверы iCloud в Китай). Мы в Telegram пользуемся возможностью не волноваться из-за выручки или рекламных продаж. Приватность не продается, а права человека не должны нарушаться из-за страха или жадности", — написал он в своем телеграм-канале.

Telegram-бизнес

Реклама и продвижение с помощью чат-ботов, пожалуй, являются единственными способами заработка в мессенджере для пользователей и компаний. Создание ботов для Telegram стало отдельной индустрией. Сервис для внедрения чат-ботов на платформу Telegram, по словам Дурова, сразу же заинтересовал многие бренды, которые продвигают свои услуги через мессенджер.
Чат-ботов заказывают маркетологи, владельцы среднего и крупного бизнеса. Своих ботов на разных площадках, например, имеет Сбербанк. Средняя стоимость разработки бота достигает от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч рублей.
Максим Пинюгин, представитель компании Primax Interactive digital Production, которая занимается разработкой чат-ботов для мессенджеров, считает, что из-за блокировки количество клиентов может снизиться в разы: "Мы пока находимся в позиции выжидания. Telegram заблокировали пока на бумаге, а не на деле, но если это произойдет, а пользователи не будут обходить блокировки, то для на нас это отразится снижением заказов".
Цены на рекламу в Telegram могут варьироваться от нескольких сотен до сотен тысяч рублей в зависимости от количества подписчиков и качества аудитории канала. В отличие от социальных сетей, где пользователь может проигнорировать даже таргетированные рекламные сообщения, реклама в Telegram гораздо более целенаправленная: читатель канала в любом случае увидит спонсорский пост, пока будет листать его содержимое.
Согласно исследованию сервиса аналитики телеграм-каналов TgStat.ru, цена за один пост в мессенджере варьируется от 3,3 тыс. рублей до 246 тыс. рублей. По результатам исследования MOMRI, в топе жанров у мессенджера новости, профессиональные тематические и развлекательные каналы, именно у них чаще всего заказывают рекламу. Денис Кусков считает, что рекламодатели, скорее всего, начнут покидать мессенджер.
"В любом случае при блокировке всегда остается лояльная аудитория, но не все 100%. Возможностей у мессенджеров в России достаточно много. Согласно нашим исследованиям, россияне пользуются одновременно тремя мессенджерами, поэтому рекламодатели без проблем перейдут на WhatApp, Viber и другие альтернативы", — прокомментировал он.