Укрощение Сибири. Смольный запретил компании иркутского миллиардера Николая Буйнова реконструировать Дом Вавельберга на Невском проспекте, 7–9

Санкт-Петербург. Невский пр-т, 7-9.
Автор фото: Сергей Ермохин
Санкт-Петербург. Невский пр-т, 7-9.
Автор фото: Сергей Ермохин

Иркутский миллиардер Николай Буйнов, взявшийся реконструировать Дом Вавельберга на Невском проспекте, 7–9, под отель, натолкнулся на неожиданно жесткую позицию КГИОП. Работы остановлены судом.

На прошлой неделе Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти по иску КГИОП запретил ООО "ИФГ–Базис–Проект" (ИФГ–БП) проведение строительных и реставрационных работ в здании–памятнике Дом Вавельберга на Невском проспекте, 7–9, площадью 9,5 тыс. м2. Это здание, где раньше располагались авиакассы "Аэрофлота", с 2010 года находится на реконструкции под отель.
Компания, в которой с октября 2017 года 68% принадлежит структурам сибирского миллиардера, главы совета директоров Иркутской нефтяной компании Николая Буйнова, быстро взялась за дело: работы, стоявшие несколько лет из–за отсутствия денег у прежних инвесторов, начались уже в декабре. Но, как говорят участники рынка, сибиряки столкнулись с неожиданно для них жесткой позицией чиновников Смольного. КГИОП вышел на объект с проверкой и предписал остановить работы, а когда инвестор не исполнил предписание, обратился в суд. Согласно определению суда, запрет распространяется на все работы на объекте "в отсутствие разрешения КГИОП".
Инвестиционное соглашение между городом и ИФГ–БП о приспособлении бывшего Дома Вавельберга под бутик–отель на 80 номеров было заключено в 2010 году. Изначально планировалось реализовать проект до 2014 года, но срок неоднократно переносился, по всей видимости, из–за финансовых проблем прежнего инвестора. Сейчас он продлен до 2019 года. Дело в том, что раньше ИФГ–БП на 100% принадлежала ООО "КИР" выходца из "БазЭла" Евгения Тонкачеева и его партнера Константина Соколова. Но в 2015 году бенефициары заложили ее права по инвестдоговору с городом, оцененные в 5 млрд рублей, в пользу ООО "Проект 5–7", которым тогда владел офшор Sberbank Invest ltd. Залоговая стоимость прав — 3 млрд рублей. В 2016 году 100% ИФГ–БП перешли к "дочкам" Сбербанка: сначала "СБК–премьер", затем Sberbank Invest ltd, а в итоге — "Проект 5–7". А в октябре 2017 года 68% "Проекта 5–7" купило иркутское ООО "Приор–Недвижимость", подконтрольное Николаю Буйнову. В рамках сделки покупатель, похоже, вложил в проект $15 млн, перечислив их "Проекту 5–7", за что получил векселя Сбербанка на эту сумму.
Одновременно "Проект 5–7" перечислил эти деньги ИФГ–БП под его векселя. Такую же сумму, $15 млн, похоже, получат до 2024 года и бывшие инвесторы.

Готовы к диалогу

Как заверили в "ИФГ–Базис–Проект", сейчас компания приостановила все строительные работы. "Мы считаем принятые обеспечительные меры необоснованными и будем их обжаловать, — сообщил "ДП" представитель компании. — Мы уже обсуждали с комитетом вариант заключения мирового соглашения. Инвестор готов к диалогу и полностью разделяет публично–правовой интерес в сохранении памятника архитектуры". При этом в компании посетовали, что заявка в КГИОП была направлена еще в ноябре 2017 года, однако никакой реакции по ней до сих пор нет.
В КГИОП пока не ответили на запрос "ДП". Участники петербургского рынка реставрации отмечают, что со стороны сибиряков было опрометчивым начинать работы, не дождавшись выдачи разрешения комитета. "Это может стоить подрядчикам работ лицензии на реставрацию, если она у них есть, — говорит директор по реставрации РСК "Меандр" Дмитрий Волков. — Реставрация регулируется федеральным законодательством, оно одно и в Петербурге, и в Иркутске, так что "я не знал" здесь не работает".