The Wall Street Journal против малого бизнеса. Аналитик Константин Зусманович о том, чем чревато стремление заботиться о "малышах"

    

Константин Зусманович, Financial Mechanics:

На днях наткнулся на даже не царапнувший взгляд – скорее стукнувший дубиной по голове заголовок в The Wall Street Journal: “Stop Propping Up Small Business”. Буквальный перевод – “Прекратите поддерживать малый бизнес”.
Смысл статьи сводится к простой идее: стремление поддержать малый бизнес и создать для него хорошие условия, свойственное как прошлому, так и нынешнему президенту (да-да, как выясняется, им тоже кажется, что для малого бизнеса условия не идеальны!)… Так вот, это стремление заботиться о малом бизнесе – палка о двух концах. Сюрприз.
Хотя, собственно, сюрприза-то никакого тут и нет, потому что малый бизнес, по сравнению с крупным, в среднем (далее цитаты из статьи, но с ними трудно спорить):
1. меньше платит своим работникам;
2. дает им меньше всяких дополнительных “пряников”;
3. хуже заботится о здоровье работников;
4. менее продуктивен и менее склонен к инновациям;
5. меньше заботится об окружающей среде;
6. в итоге создает меньше рабочих мест.
Не согласны? Попробуйте опровергнуть, только не в терминах “а мне так кажется” или “а вот моему знакомому в малом бизнесе платят больше, чем мне”, а посерьезнее как-то. С цифрами и фактами в руках, чтобы предметный разговор был, а не обмен “мнениями”.
Я вот, например, точно знаю, что разговорам о “неэффективности крупных структур” можно смело противопоставлять простые расчеты по “экономии на масштабах”. И кто выиграет – еще большой вопрос.
Вообще тема малого бизнеса – она одновременно и больная (особенно у нас, но не только у нас, как видно), и еще во многом просто модная. И от этого его все стремятся поддерживать во что бы то ни стало и выставляют как “двигатель экономики”.
Про инновации. Будем откровенны – очень много говорится об инновационных стартапах… и они есть, сам таких знаю несколько. Но в основном малый бизнес – это торговля и услуги. А они инновациями в массе своей не особенно пахнут. Реально инновационные вещи требуют серьезных вложений и исследований. Не всегда, конечно, есть исключения… но в основном – да. И это не малый бизнес – СОЗДАТЬ что-то реально высокотехнологичное может только крупная структура с серьезными ресурсами. Может быть, даже молодая, но крупная – не надо путать малый бизнес с молодым, это опасно.
Про создание рабочих мест. Проведенное в тех же США серьезное исследование (National Bureau of Economic Research) показало, что для создания рабочих важен не размер, а возраст компании. Чем моложе, тем (в среднем) быстрее растет. Как человек. И “малость” бизнеса тут роли не играет.
Здоровье работников. Как минимум за малым бизнесом сложнее надзор. И это очевидно. А еще у него меньше ресурсов, чтобы об этих самых людях заботиться. В среднем, конечно: есть и очень хорошие представители малого, и очень нехорошие – крупного. Но за ними хотя бы присматривают внимательнее.
Еще один любопытный момент – касательно оплаты труда. Исследования тех же американских, как у нас их теперь некоторые называют, “партнеров” показывают, что большая часть субсидий и льгот, выделяемых малому бизнесу, минует его работников и попадает непосредственно в карман владельцев, увеличивая разрыв в благосостоянии между наемным сотрудником и собственником… и социальную напряженность, конечно.
У нас, само собой, своя специфика. На мой взгляд, она прежде всего в том, что малого бизнеса, который, несмотря на все написанное выше, является очень важной частью экономики, у нас… как бы это повежливее сказать… могло бы быть и побольше.
А еще его у нас довольно мало кредитуют, и только по “типовым” направлениям. Он высокорискован и может быть весьма прибылен для владельца – если угадали с продуктом и рынком, если не загнется в первый же год-два… Плюс еще с десяток разных других “если”. И заниматься им могут только “специальные” люди. Очень во многом специальные, и я их за эту “специальность” глубоко уважаю. На самом деле, безо всякой иронии.
Но все это и никоим образом не отменяет приведенных выше аргументов. Потому что просто повторять мантры о том, что “малый бизнес – наше все”, а в его развитии скрыт залог универсального успеха, – не менее странно, чем жить вовсе без малого бизнеса.
Всему свое место и своя роль, которую в данном случае переоценивать не стоит.