Черный понедельник локального масштаба

 

Российский фондовый рынок испытал вчера сильнейший обвал с 2014 года. Цены многих акций упали более чем на 10%, а бумаги "Русала" — на 20% после падения почти на 18% в пятницу. Снизился и курс рубля: доллар впервые с ноября прошлого года преодолел планку 60 рублей, а евро — 75 рублей впервые с лета 2016 года.
Объяснения экспертов по поводу черного понедельника российского масштаба не выглядят бесспорными. Ряд из них упоминают про новую порцию санкций, наложенных властями США на российских бизнесменов, чиновников и компании. Среди наиболее пострадавших от американских санкций должен оказаться как раз "Русал", подешевевший на треть за пару торговых сессий после того, как сообщил о возможном техническом дефолте по некоторым своим долговым обязательствам. Однако о санкциях против "Русала" было известно еще в пятницу, а основное падение акций случилось только в понедельник. Вчера же рухнули на 17% акции Сбербанка — основного кредитора "Русала". Остается неясным, что помешало инвесторам отреагировать на новости про санкции в конце прошлой недели.
Другим популярным объяснением вчерашнего обвала стало обострение ситуации в Сирии, где появилась угроза военного столкновения России и США. Но если бы крупные биржевые игроки действительно расценивали данную угрозу как высоковероятную, то падение случилось бы и на рынке США. Ведь наивно полагать, что вооруженный конфликт между Россией и США обойдется совсем без последствий для Америки. Однако американские фондовые индексы вчера в начале торгов росли более чем на 1%.
Весьма вероятным поводом для сильного падения российских акций и курса рубля стало срабатывание у спекулянтов стоп–приказов на продажу акций и рубля в связи с пробитием котировками границ сложившихся за последние месяцы диапазонов. Если это объяснение верно, то в ближайшие дни или недели акции и валютные курсы вернутся обратно в те же диапазоны. Если нет — негативное для рубля и российских акций движение продолжится, а эксперты объяснят его причинами, о которых пока публика не знает.