"Мега Дыбенко" к началу июня завершит модернизацию противопожарных систем

Автор фото: Сергей Ермохин
Автор фото: Сергей Ермохин

"Mега Дыбенко" завершает очередной этап модернизации системы пожарной безопасности торгового комплекса, начатой еще до событий в Кемерово. По словам специалистов, прежняя система отвечала всем требованиям. Однако "иностранное" происхождение "Меги" обязывает ее придерживаться отличных от российских подходов к безопасности.

Ремонт и переоборудование противопожарной системы в одном из крупнейших в регионе торговых комплексов "Мега Дыбенко" (182 тыс. м2), по словам экспертов, связаны в первую очередь не с заботой о безопасности покупателей и арендаторов, а со спецификой зарубежного рынка страхования. Стоимость переоборудования противопожарной системы оценить трудно, однако, по словам участников рынка, общая модернизация систем безопасности в "Мега Дыбенко" может обойтись примерно в 800 млн рублей.
Представители "ИКЕА" в России отказываются от подробных комментариев конкретно по этому проекту, но отмечают, что торговый центр постоянно взаимодействует с МЧС и другими надзорными службами, а также проводит специальные тренировки и учения, чтобы убедиться, что все сотрудники "Меги" знают, как действовать в случае опасности.
Почти сразу после после трагедии в Кемерово монтажные работы в торговом комплексе были приостановлены для проведения прокурорской проверки. Однако через день работы продолжились, видимо, у прокуроров не нашлось серьезных замечаний.
Как рассказал "ДП" Сергей Педос, представитель ООО "ЭТУ", компании-подрядчика, занимающейся модернизацией противопожарной системы в "МЕГА Дыбенко", важнейшим проверяющим органом для торгового центра является не пожарная инспекция, а его страховая компания. По словам Сергей Педоса, страховщик "Меги" — британская компания Willis Towers Watson (в России - ООО "Страховой Брокер Виллис СНГ"), она предъявляет более высокие требования к пожарной безопасности, чем российское законодательство. "Страховщик постоянно проводит внешний аудит всех систем и дает свое экспертное заключение, на основании которого и определяется страховая премия и размер страховых выплат. Так что нынешняя модернизация систем "Меги" продиктована скорее экономическими соображениями ее руководства", — комментирует ситуацию представитель ООО "ЭТУ".
Страховой рынок России развит не так сильно, как зарубежный, поэтому все торговые и бизнес-центры, если их владелец не иностранная компания, ориентируются на решения, вынесенные государственными надзорными органами, а не страховщиками. Поэтому нельзя ожидать, что многие торговые центры в России будут как-то модернизировать свою противопожарную систему в случае, если она останется в исправном состоянии.
"Систему будут использовать, что называется, до последнего — пока там что-нибудь не сломается или не устареет. И это нормально: ведь никто не будет тратить деньги на ветер, если все и так работает", — рассуждает генеральный директор компании-аудитора "Пожстройсервис" Георгий Горин.
Дилявер Меметов, председатель совета директоров холдинга "Адамант", так же считает, что нет необходимости переходить на "европейские стандарты", в случае, если прежняя противопожарная система находится в полном порядке. "Противопожарная система безопасности наших торговых центров соответствует всем российским стандартам и прошла проверки прокуратуры и пожнадзора. У нас все работает, поэтому мы не видим причин переходить на какие-то новые стандарты, если в этом нет необходимости", - рассуждает он.
Представители "Меги" отказываются от подробных комментариев конкретно по этому проекту, но отмечают, что торговый центр постоянно взаимодействует с МЧС и другими надзорными службами, а также проводит специальные тренировки и учения, чтобы убедиться, что все сотрудники "Меги" знают, как действовать в случае опасности.
Планируется, что полная модернизация противопожарных систем автоматики закончится в "Мега Дыбенко" в начале июня. Сейчас все работы по замене системы проходят, как правило, ночью, чтобы не мешать покупателям и арендаторам, ведь главный приоритет любого торгового центра — это бизнес-процесс, а не технические улучшения. "Модернизацию этого торгового комплекса образно можно сравнить с переборкой автомобильного двигателя на ходу. У "Меги" к нам основное требование — ночью делайте что хотите, но утром противопожарная система должна снова работать", — рассказывает Сергей Педос.
Стандарты, на которые ориентируется торговый центр, оказываются в некоторой степени жестче, чем утвержденные в России противопожарные нормы. Например, как рассказали "ДП" в компании-подрядчике, по российским законам во всех влажных помещениях, санузлах или мойках, не требуется установка пожарных датчиков, при этом нормы, которым следует "Мега", обязывают их установку, хотя по словам специалистов, с точки зрения пожарной безопасности это лишнее и бессмысленное действие.
Другие нововведения, напротив, повысят эффективность системы в случае пожара. Например, магнитные двери, на которые закрываются все пожарные лестницы и выходы, будут автоматически открываться при срабатывании противопожарной сигнализации. Как рассказал "ДП" участник модернизации системы пожарной безопасности в "Мега Дыбенко", таблички "выход" над эвакуационными дверями могут перестать постоянно подсвечивать, как того требуют российские нормы. Скорее всего, указатели будут загораться по европейским стандартам —  только во время пожара. Это позволит уменьшить потребление электричества, а главное, будут помогать при реальном пожаре, а не только при проверках, шутят эксперты.