Спасение утопающих: смогут ли руки инвесторов вытащить «Юлмарт» из долгов

  

Виктор Вяткин, генеральный директор «3В Консалтинг», специалист по наследственному планированию:
Александр Самонов, основатель «Копейки», может стать инвестором онлайн-магазина «Юлмарт», сообщило РБК 16 марта 2018 года.
«Юлмарт» второй год раздирает корпоративный конфликт, а совладелец компании Дмитрий Костыгин находится под обвинениями в мошенничестве в сфере кредитования.
Обвинение в адрес Дмитрия Костыгина звучит так: он, будучи председателем совета директоров «Юлмарта», предоставил Сбербанку ложные сведения о состоянии дел в компании, вследствие чего открыл возобновляемую кредитную линию на 1 млрд рублей, не собираясь ее обслуживать. На данный момент задолженность перед Сбербанком составляет 2,43 млрд рублей.
Сообщалось что за неделю до подписания договора со Сбербанком, 17 марта 2016 года, в Приморский районный суд Санкт-Петербурга поступил иск от Олега Морозова о взыскании с «Юлмарта» 248 млн рублей. Права требования на этот долг Морозов получил от Костыгина 15 марта 2016 года. Осенью 2016 года Морозов обратился в суд уже с заявлением о банкротстве «Юлмарта».
По-видимому, «Юлмарт» и Дмитрий Костыгин могли готовиться к управляемому банкротству. В кризисной для компании ситуации создание контролируемой задолженности, используемой для контроля над процедурой банкротства, – это регулярно встречающаяся практика злоупотребления правом с целью оградить от требований кредиторов максимум активов и переложить максимум убытков на кредиторов. Поэтому в данной ситуации Сбербанк просто защищает свои права и заодно напоминает, что не платить профессиональным кредиторам может быть рискованно! Сбербанк активно пользуется практикой уголовно-правового преследования должников, и правоохранительные органы зачастую бывают лояльны к крупнейшему банку страны.
С момента возбуждения уголовного дела обвиняемый последовательно был задержан, помещен под домашний арест, затем освобожден (Смольнинский районный суд Петербурга отказал в удовлетворении ходатайства следователя о продлении домашнего ареста, а затем городской суд отменил постановление Смольнинского районного суда Петербурга).
Теперь дело приняло новый оборот, ведутся переговоры с Александром Самоновым об инвестициях в «Юлмарт», а значит, у Костыгина появляется возможность возместить ущерб кредиторам и тем самым улучшить свое положение в уголовном деле. И для компании привлечь инвестора с целью погашения долгов – единственная возможность сохранить операционную деятельность, а не стать набором лотов при распродаже активов.
Для инвестора такая сделка – это возможность войти в интересный, но сложный проект по низкой цене. Договорятся ли стороны и поможет ли компании вливание новых ресурсов – покажет время.