Вход в тоннель. Турки готовы строить петербургское метро

Автор фото: Ваганов Антон
Автор фото: Ваганов Антон

В правительстве Петербурга уже не первый месяц думают о том, как закончить монополию компании "Метрострой" на строительство городской подземки. В качестве одной из главных альтернатив рассматривается концессионное соглашение о строительстве Красносельско-Калининской линии с итало-турецкой компанией ICA Construction, которая уже сообщила "ДП" о том, что готова участвовать в этом проекте.

Уже больше пяти десятков лет строительством линий петербургской подземки занимается компания "Метрострой". По данным СПАРК, только за последние 4 года финансовый объем государственного заказа, в котором участвует компания, превысил 139 млрд рублей.
По информации "ДП", на последней деловой встрече с председателем совета директоров ICA Construction Фыратом Чеченом и главой филиала ASTALDI в России Марко Моджиоли Игорь Албин вновь раскритиковал монополиста-метростроителя. Смольный не устраивают крупные долги компании. "ДП" недавно писал о том, что налоговики доначислят компании 1,3 млрд рублей претензий. Кроме того, из-за отсутствия альтернатив "Метрострой" может диктовать городу свои условия работы.
Подвинуть компанию "Метрострой" в Смольном хотят за счет привлечения именно итало-турецкого консорциума ICA Construction. На встрече с представителями компании заместитель председателя комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) Алексей Зырянов сообщил, что ведомство рассматривает вариант с развитием метро по концессии. В ICA Construction "ДП" сообщили, что намерены бороться за договор о государственно-частном партнерстве (ГЧП), который будет разыгран на конкурсной основе. Поделиться деталями в КРТИ, который будет разрабатывать соответствующий проект, не смогли, потому что вариант с ГЧП пока находится в статусе идеи.
"Метрострой" не является стопроцентным монополистом. Это доказывает тот факт, что в конкурсах на строительство объектов метрополитена принимает участие не только наша компания. Иногда выигрывают тендеры и другие. Другое дело, что "Метрострою" часто приходится достраивать чужие объекты. "Метрострой" не раз просили подключиться к спасению той или иной ситуации, и мы подключались. И спасали. Возможно, поэтому создается ощущение, что все ключевые стройки за нами", — сообщили в пресс-службе "Метростроя".
В компании также подчеркнули, что "Метрострой" основали в 1941 году специально для строительства метро в Ленинграде и считают себя единственной городской организацией, реально способной сегодня выполнять госзаказ в этой области.
"Безусловно, нам интересен проект строительства Красносельско-Калининской линии метрополитена по договору концессии, компания предполагает свое участие в этом тендере. Мы ждем официального объявления конкурса, изучим конкурсную документацию, оценим все риски и примем окончательное решение. Опыт компании в строительстве крупнейших инфраструктурных объектов по всему миру, уровень квалификации специалистов, а также наличие собственного парка техники позволяют ICA Construction конкурировать с другими компаниями", — рассказал исполнительный директор ICA Construction Олег Фонарев.
Он также сообщил, что планы компании по расширению присутствия на российском рынке определяются развитием проектов на основе государственно-частного партнерства и появлением амбициозных крупных инфраструктурных проектов, в которых компания рассматривает свое участие не только как генерального подрядчика, но и как инвестора.
Например, сейчас список российских проектов ICA Construction может пополниться концессионным соглашением с Петербургским правительством на создание скоростной трамвайной сети по маршруту станция метро "Купчино" — поселок Шушары — Славянка. Если брать общемировую практику, то у компании в портфолио имеются десятки реализованных проектов общей стоимостью $5,7 млрд.
Итало-турецкая компания уже отметилась участием в строительстве нового аэропорта Пулково и Западного скоростного диаметра (ЗСД). Кроме того, сейчас ICA Construtcion ведет строительство 7-го и 8-го участков высокоскоростной автомобильной дороги М-11 Москва — Санкт-Петербург.
Нельзя сказать, что на российском рынке у зарубежного строителя все шло хорошо. Например, генподрядчику ЗСД пришлось по гарантии укладывать асфальт на центральном участке спустя менее чем полгода после ввода отрезка трассы в эксплуатацию. В компании это назвали рабочим моментом. Были у ICA Construction некоторые проблемы с выплатами обязательств субподрядчикам по ЗСД. И все же, несмотря на все сложности, итало-турецкая компания готова взять строительство метро в свои руки. В "Метрострое", кажется, не против.

"По действующим контрактам "Метрострою" до 2022 года еще необходимо освоить порядка 70 млрд. И "Метрострой" обладает всем необходимым для выполнения поставленных задач. В отрасли действительно есть проблемы, которые надо решать: в части налаживания системы подготовки профессиональных кадров в вузах, восстановления среднего профессионального образования, изменения подходов к проектированию сложных объектов, привлечения инвестиций в город для увеличения количества масштабных заказов, в которых будет задействовано много строительных компаний. Необходимо создавать благоприятные условия для строителей", — добавили в пресс-службе компании.

Впрочем, рассчитывать на то, что "Метрострой" просто так отдаст часть рынка зарубежному конкуренту, не стоит. Даже несмотря на все свои проблемы и легкую конфронтацию со Смольным, компании есть что предложить городу. Возможно, Игорь Албин просто пугает "Метрострой" перспективой появления на рынке зарубежного игрока, чтобы буксующий метростроитель как-то активизировался и собрался. Все-таки импортозамещение никто не отменял.