Рынок энергосервиса вырастет в 10 раз за год

   

Владимир Млынчик, генеральный директор электроэнергетической компании Quadro Electric:
Рынок энергосервиса когда–то пришел на смену провальным потугам бюджетного энергоаудита 2009 года. В 2014 году его потенциал оценивали в 3,5 трлн рублей, но в реальности выручка энергосервисных компаний едва доходила до миллиарда рублей в год, а после кризиса из–за отсутствия внятных инструментов финансирования (банки просто не понимали и не хотели разбираться в том, что это такое) он и вовсе практически сдулся. Сегодня экономическая реальность совершила очевидный сюжетный поворот, и рынок энергосервиса восстает из пепла.
Энергосервис — это перераспределение электрических мощностей с использованием механизмов энергосбережения. Энергосервисный контракт — это вид договора, который помогает снизить траты на электроэнергию за счет внедрения энергосберегающего оборудования. Допустим, я владелец завода или губернатор. В теории знаю, что, если поставить новые фонари, то счета за электричество снизятся на 50–70%. Но денег на новые фонари у меня нет. Тогда я приглашаю энергосервисную компанию. Она покупает мне новые фонари, я начинаю экономить на счетах за электричество и из освободившихся денег за несколько лет расплачиваюсь за фонари и за эту работу.
Почему теперь это будет работать, в отличие от негативных экспериментов прошлых лет? Во–первых, в последние годы заметно снизился темп инфляции. Снизились ключевая ставка ЦБ РФ и кредитные ставки банков. Во–вторых, во всем мире расширился рынок светодиодов и LED–оборудования, качественные фонари стали доступнее. Миновал кризис 2014–2015 годов, и общество в России вновь может спокойно задуматься об энергосбережении.
Если говорить о рынке услуг электроэнергетики, то он сейчас перенасыщен, там возник логичный запрос на что–то поинтереснее: заказчик ищет уже не просто подрядчика, а подрядчика–инвестора. На рынке энергосервиса в России появилось много серьезных игроков. Например, активным инвестором выступает ПАО "Ростелеком". А еще любопытно, что Ленобласть внедрила много обновленных светильников и в этом плане считается передовой, в городе же, наоборот, светодиодов пока почти не видно.
Осторожное отношение к энергосервису, я полагаю, связано с тем, что раньше, когда он был не до конца всем понятен, случались казусы с некачественным оборудованием, авариями. Находились товарищи, которые обманывали заказчиков, утверждая, что энергосервис — это единовременная замена светильников, экономили на закупках, ставили дешевое оборудование и "линяли". На заказчика наваливалась куча проблем. На самом деле в самой семантике слова "энергосервис" прячется суть процесса: сервис — это длительное сопровождение проекта с техническим и гарантийным обслуживанием на протяжении всего срока выплаты по кредиту.
Такая гора плюсов и минимизация рисков заказчика делают энергосервис лакомым кусочком на современном предпринимательском поприще. Сомнений в том, что в России уже углядели здесь положительную перспективу и выгоду, нет никаких. По моей оценке, за ближайший год рынок энергосервиса вырастет с 1 млрд до 10 млрд рублей.