На фоне кемеровских событий кинотеатры и детские центры Петербурга ощутили резкий отток посетителей

На фоне кемеровских событий в дни весенних каникул кинотеатры и детские центры Петербурга ощутили резкий отток посетителей. Тем не менее посещаемость городских торговых комплексов выросла на 1,6%, в отличие от Москвы, где трафик упал на 5,8%.

Плотность потока посетителей в торгово–развлекательных комплексах Петербурга в первые выходные после трагедии в Кемерове выросла на 1,6% по сравнению с предыдущим уик–эндом и составила 560 человек на 1 тыс. м2, сообщили "ДП" в Watcom group, которая проанализировала 40 качественных ТРК в городе. Для сравнения: в Москве этот показатель снизился на 5,8%, до 556 человек, а в Екатеринбурге — на 8,8%, до 430 человек.
В то же время владельцы кинотеатров и детских активити–парков говорят об оттоке посетителей. Например, для скалолазно–веревочного центра "Круча" пожар в Кемерове стал фатальным: после трагедии было принято решение о закрытии бизнеса в Петербурге. "Многие арендодатели не признаются в падении трафика, так как это станет причиной для пересмотра стоимости аренды", — утверждают участники рынка.
"В отдельных товарных категориях колебания могут быть сильнее, однако значительного "несезонного" спада в Москве, Петербурге и Екатеринбурге не отмечается", — констатирует Роман Скороходов, президент Watcom group.
Владельцы крупнейших торговых комплексов подтвердили, что на прошлой неделе не зафиксировали падения трафика. "На удивление, посещаемость торговых центров холдинга "Адамант" (компания управляет крупнейшим в Петербурге портфелем из 22 торгово–развлекательных комплексов общей площадью более 1,2 млн м2) в период с 26 марта по 1 апреля по отношению к предыдущей неделе увеличилась", — комментируют в пресс–службе. Прирост трафика составил 5–10% в зависимости от комплекса и района.
В пресс–службе FortGroup (в портфеле компании 10 ТРК в Петербурге) сообщили, что по сравнению с аналогичным периодом 2017 года снижения посещаемости в торговых комплексах компании за неделю 26 марта — 1 апреля не отмечено.
Гендиректор "Стремберга" (владеет ТРК "Питерлэнд") Алексей Рыжков сказал, что трафик заметно снизился с этого понедельника, но связывает это с закрытием аквапарка на 3 недели, по его словам, на прошлой неделе никакого снижения потока посетителей не было.
Посещаемость магазинов "М.видео" в Петербурге на неделе с 26 марта по 1 апреля осталась на уровне прошлой недели и показала небольшой, 3,5%–ный, рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, приводят статистику в пресс–службе компании. Схожая динамика у "М.видео" и в целом по России. В "Связном" тоже не отмечают изменений посещаемости своих магазинов в Петербурге.

Стресс для кино и детских центров

Как рассказал Федор Гавриченко, учредитель и генеральный директор ООО "Сказочный лес" (владелец бренда "Круча"), собственники активити–парка, с которого начался пожар в ТЦ "Зимняя вишня", похоже, незаконно использовали название и фирменное оформление петербургского парка "Круча", существующего с 2012 года.
"Когда случился этот пожар, мы получили сотни самых страшных и негативных отзывов, потому что люди подумали, что парк в Кемерове — это наш филиал или франшиза", — сокрушается бизнесмен. По стечению обстоятельств юристы петербургской "Кручи" узнали о нарушении месяц назад и даже подготовили досудебную претензию к кемеровскому игроку, но не успели ее отправить.
Для бизнеса петербургского скалолазно–веревочного центра "Круча" кемеровские события имели, по всей видимости, фатальные последствия. "Наш объект, расположенный в ТРК "Гранд–Каньон", и так испытывал падение трафика, а действия коллег привели к тому, что мы приняли окончательное решение закрыть свой объект в Петербурге, 2 апреля он прекратил свое существование", — говорит Федор Гавриченко. Компания планировала открыть несколько центров в Москве в этом году, но теперь бренд "Круча" совершенно дискредитирован, так как ассоциируется у людей с горем и болью. "Я вынужден констатировать, что бренд, который мы считали перспективным, уничтожен, мы будем искать другое название, создавать новый бренд и обращаться в суд для восстановления справедливости", — говорит Федор Гавриченко.

Бойкот безысходности

Сразу после трагедии по соцсетям прокатилась волна репостов с призывами игнорировать торговые комплексы в знак протеста. "Призываем объявить 31 марта бойкот всем #ТЦ!!! Откажитесь в этот субботний день от визита в них. Этой акцией мы напомним владельцам ТЦ о ценности человеческой жизни", — говорилось в тексте призыва.
Почти все опрошенные арендаторы торговых центров говорят о негативном эффекте этой акции.
"Очень активные мамы в соцсетях, состоящие в различных родительских группах, призывали к бойкоту торговых центров. И трафик реально упал. Если сравнить весенние каникулы 2018 и 2017 годов, то падение в нашем центре составило 55%", — рассказывает собственник детского центра на условиях анонимности.
Повлияли на настроения покупателей и пожарные проверки с эвакуацией посетителей и сотрудников фактически во всех регионах страны, говорят представители одной из федеральных одежных сетей.
"Сразу после пожара в Кемерове сократилось число школьных групп, так как это наиболее чувствительные к таким трагедиям посетители: сопровождающие взрослые отвечают за большое число детских жизней, — признается управляющий одним из детских развлекательных парков в Петербурге. — Сработали и призывы в соцсетях бойкотировать посещение торговых комплексов".
Но в целом падение посещаемости в торговых комплексах началось еще летом, после волны эвакуаций из–за телефонных террористов, говорят бизнесмены. "Арендодатели не признаются в падении трафика, так как это станет причиной для пересмотра стоимости аренды", — утверждает один из участников рынка.
В ТРК "Гранд–Каньон", где работает детская концепция "Дивный город", не стали лукавить и не скрывают, что посещаемость комплекса снизилась: "Мы ожидали роста трафика из–за детских каникул, но, по всей видимости, эпидемия гриппа, а потом и трагедия привели к тому, что поток не просто не изменился, а уменьшился".

Кризис затянется

По подсчетам Colliers International Россия, в Петербурге работает более 100 качественных торговых центров суммарной арендопригодной площадью 3 млн м2. Почти в каждом качественном торговом комплексе есть свой кинотеатр, всего в городе их более 80.
Около 20 крупных детских развлекательных центров работают при торговых комплексах.
Хотя операторы в сфере отдыха и развлечений сохраняют надежду на скорое восстановление спроса, неудачное начало года может замедлить выход этого сегмента рынка из кризиса.
По экспертным данным, объем кассовых сборов кинотеатров в Петербурге составляет около 4 млрд рублей, но из–за кризиса рынок несколько лет стагнировал. Рост рынка детских развлечений объемом 5–6 млрд рублей также замедлится.
После пожара в Кемерове мы готовились к снижению трафика, ведь беременные женщины — наша аудитория — часто мнительны, а наши магазины, как правило, расположены рядом с детскими операторами на последних этажах ТЦ. Были и призывы бойкотировать ТЦ. Но по итогу выходных мы не увидели спада продаж. Только в самом Кемерове 26, 27 марта в наших магазинах был провал. Но с 28 марта посещаемость и там восстановилась. Проверки, конечно, усилились, но мы спокойно к этому относимся, так как сами следим за соблюдением норм пожарной безопасности в наших магазинах.
Людмила Смолкина
исполнительный директор сети "Буду мамой"
Наш проект больше ориентирован на молодежь и подростков, поэтому у нас ситуация спокойная. Тренд не так выражен, снижение трафика у нас составило примерно 10%, хотя каникулы начинались с хорошего прироста по отношению к прошлому году. В основном тревога выражается в обратной связи от посетителей: они стали обращать больше внимания на безопасность. Мы это видим и по соцсетям, и когда они приходят в MazaPark. Думаю, в проектах, которые ориентированы на детей младшего возраста, ситуация хуже.
Антон Сигаев
соучредитель проекта MazaPark
Количество посетителей в наших магазинах практически не изменилось, если мы сравниваем прошлую неделю с неделей до трагедии. Влияния трагедии в кемеровском торговом центре не видно. Вот по сравнению с аналогичным периодом прошлого года ситуация очевидно хуже, но я это связываю с плохой погодой. Ведь в прошлом году в это время уже к лету вовсю готовились. Вообще, в нашем сегменте многое зависит от погоды. Еще больше посетителей наблюдается в смену сезона, все сразу идут за новой одеждой и товарами для спорта.
Иван Снегур
руководитель проектов развития сети Decathlon в Санкт–Петербурге и на Северо–Западе
Почему бы не расти посещаемости центров? Честно могу сказать, что из–за погоды и каникул посещаемость наших торговых комплексов росла. Это традиционно сильные факторы. Даже эпидемия гриппа влияет на родителей сильнее, чем подобные новости, они сразу думают: "Никуда не поведу ребенка". Пока продолжается эпидемия, родители избегают ходить в детские центры. Но сейчас по нашему GorillaPark я не увидел падения. Проверки были, да, уже все наши торговые центры их прошли, но я это только поддерживаю.
Максим Левченко
совладелец FortGroup