Северная верфь работает без оплаты

Автор фото: Коньков Сергей
Автор фото: Коньков Сергей

Северная верфь, входящая в государственное АО "Объединенная судостроительная корпорация", наращивает выручку вопреки тренду: другие крупные судозаводы Петербурга снижают обороты.

Северная верфь, входящая в государственное АО "Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК), за 2017 год нарастила выручку на 40%, до 19,2 млрд рублей, и сократила чистый убыток с 1,8 млрд рублей до 1,6 млрд.
Оказавшееся в кризисе предприятие в начале прошлого года возглавил Игорь Пономарев, руководивший до этого прибалтийским судозаводом "Янтарь". Новый топ-менеджер взялся за оптимизацию расходов, благодаря чему Северная верфь стала заметно эффективнее: производительность труда возросла в 1,5 раза, до 5 млн рублей на одного работника, в частности, за счет сокращения численности персонала с 4040 до 3826 человек, следует из годовой отчетности предприятия.
Северная верфь улучшает результат вопреки тренду: отчитавшиеся ранее Адмиралтейские верфи и Балтийский завод сообщили о снижении оборотов на 40%, до 27 млрд рублей, и на 30%, до 9,7 млрд, соответственно.
Финансовый результат Северной верфи мог быть еще лучше, если бы она, как и планировала, сдала в прошлом году Министерству обороны три корабля, находящиеся в максимальной степени готовности: это судно связи, судно тылового обеспечения и головной фрегат "Адмирал флота Советского Союза Горшков". Руководство верфи не раз отмечало, что добиться поставленных целей не удалось из-за технических проблем, возникших по вине проектировщиков и поставщиков. Но зато появляется шанс закрыть контракты и получить полный расчет в этом году.
Тут нужно пояснить особенность учета финансового результата на верфях. Из 19,2 млрд рублей выручки судозавода 18,9 млрд — это выручка, исчисленная по мере готовности заказа, но не предъявленная к оплате. То есть предприятие работу выполнило, а деньги еще не получило. Такая ситуация негативно отражается на ликвидности компании, выживать ей помогает статус основного поставщика фрегатов Военно-морскому флоту РФ. Другое предприятие с такими финансовыми результатами и долгами уже объявили бы банкротом, а здесь государство поддерживает завод.
"Этот год может стать одним из лучших для верфи. Когда она получит средства за выполненные заказы, отразит прибыль, то станет привлекательнее для кредиторов", — полагает Дмитрий Кумановский, начальник аналитического отдела ЗАО "Инвестиционная компания ЛМС".
Верфь заключила в прошлом году контракты на строительство 10 рыболовецких судов общей стоимостью 28 млрд рублей, что обеспечит судозаводу среднегодовой доход 5,6 млрд рублей в течение 5 лет.

Вторая молодость верфи

Еще один крупный успех Игоря Пономарева в прошлом году — это начало долгожданной модернизации, которая позволит Северной верфи строить крупнотоннажные суда, до 250 м в длину и дедвейтом до 200 тыс. тонн (против сегодняшних 170 м и 12 тыс. тонн соответственно).
О модернизации верфи ОСК заявила еще в 2015 году, оценив этот проект почти в 30 млрд рублей. Он предполагал строительство сухого дока. Найти необходимую сумму тогда не удалось. Программу модернизации урезали до 6,3 млрд рублей, ограничившись строительством стапельной площадки с двухпролетным эллингом, который оснастят мостовыми кранами грузоподъемностью 350 тонн.
В конце 2017-го Северная верфь подписала контракт с ОАО "Метрострой", а ОСК выкупила допэмиссию акций верфи на 3,1 млрд рублей. Остальные средства верфь рассчитывает получить по федеральной целевой программе (ФЦП). Представитель Северной верфи Ольга Данилевская не стала раскрывать детали хода модернизации, сославшись на то, что верфь якобы не имеет права комментировать ФЦП.
В "Метрострое" сообщили, что получен аванс — 10% от стоимости контракта — и ведутся подготовительные работы: очистка и инженерная подготовка территории.