Свежесть дорогая и не очень

 

Юлия Сяглова, преподаватель кафедры маркетинга Института отраслевого менеджмента РАНХиГС:
Модели потребительского спроса меняются вслед за экономической ситуацией в стране. Поэтому спрос пока очень вялый, потребители стараются делать рациональные экономные покупки, исходя из четкого плана, покупая только то, что действительно нужно.
Но при этом сама структура спроса немного меняется, сейчас у покупателей много возможностей для того, чтобы питаться правильно, разбираться в разных видах продуктов, покупать только свежее. Особенно популярны местные фермерские продукты, которые не проходили длинную логистическую цепь поставщиков. И ретейлеры начали насыщать свой ассортимент аутентичными товарами: экопродуктами, биопродуктами, фермерскими и так далее. Отношение к этому тренду особенно ярко выделило три основных формата торговли, которые присутствуют сейчас в крупных российских городах.
Например, несмотря на то что для рынка в целом мода на экологичные фермерские продукты стала довольно значимой, это мало повлияло на ассортимент федеральных сетевых операторов, таких как X5 retail group или "Магнит". Эти ретейлеры строят свой ассортимент исходя из массового спроса, они меньше следят за модой. Все равно основу их оборота составляют привычные продукты: овощи, хлеб, молоко, масло. В качестве компромисса у крупных федеральных ретейлеров появляются "натуральные уголки", в основном с молочными продуктами. Но таких товаров обычно мало, у них ограниченный срок хранения при не очень активном спросе, и операторы неохотно развивают эти отделы.
Игроки рынка из более высокого ценового сегмента, как "Азбука вкуса", например, совершенно в другой позиции. У них есть не только местная фермерская продукция, но и зарубежная, хотя такие закупки еще более рискованны. Подобные сети привозят уникальные продукты, которые практически ни в одной другой сети купить нельзя, и у каждого ретейлера появляются свои фирменные товары.
Все более активно и федеральные, и региональные ретейлеры пользуются собственными торговыми марками. Причем они перестали быть признаком дешевизны и среднего качества, сейчас под такой торговой маркой можно найти свежие и качественные продукты, те же самые фермерские. Свежесть, или фреш, — это такой глобальный тренд, который сейчас присутствует во всей продовольственной рознице. За этим гонятся все, даже если делают это по–разному.
Крупные ретейлеры массового спроса внедряют натуральные продукты аккуратно и узко, опасаясь, что их не купят, и пристально следя за ценой. Региональные операторы с более дорогими товарами, наоборот, стремятся разнообразить ассортимент и в этом видят свое преимущество. И, наконец, третья ниша — формат магазина у дома, простые базовые продукты, ассортимент не очень широкий — где–то 1200–1300 позиций. Это очень часто продукты под собственной маркой, с простой выкладкой, но в последние годы такой формат все активнее распространяется и находит своего покупателя.