Бизнес считает невозможным переезд кинотеатров на нижние этажи

Автор фото: pxhere.com
Автор фото: pxhere.com

Госдума обяжет кинотеатры и детские центры переехать на нижние этажи ТЦ. Бизнес считает переезд невозможным; затраты на него равноценны стоимости открытия нового проекта, а значит, в случае запрета большая часть кинозалов закроется.

Госдума готовит законопроект, по которому владельцы торговых центров обязаны будут перенести детские центры и кинотеатры на нижние этажи. Об этом рассказал зампредседателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный, добавив, что уже в течение 2018 года предприниматели должны будут приступить к перестройке.

За чей счет банкет

В Петербурге сейчас более 80 кинотеатров и около 20 крупных детских развлекательных центров в торговых комплексах. Почти все они находятся на верхних этажах — во-первых, потому что ставки аренды растут по мере приближения к главному входу, а развлекательные центры гораздо менее рентабельны на единицу площади, чем магазины. Во-вторых, владельцы ТЦ рассчитывают, что, пока посетители кино и игровых зон будут спускаться и подниматься, по пути они что-то купят в магазинах.
Предложение депутатов появилось в ответ на трагедию в ТЦ "Зимняя вишня" в Кемерове, где во время пожара людей не смогли эвакуировать из кинозала на 4 этаже.
Известие об инициативе депутатов вызвало у бизнеса шок, предприниматели комментируют новость с нервным смехом. "Много неясного и скользкого, да и вообще развивается какая-то лихорадка вне логики и здравого смысла", — ответили "ДП" в одном из крупных агентств недвижимости.
Виктор Рудман, гендиректор сети кинотеатров "Мираж Синема", рассказывает, что сейчас большая часть кинотеатров, которые находятся в ТЦ, работают на третьем этаже. По разным оценкам, это 50-70% рынка. "Если бы запрет касался только новых кинотеатров — ради бога, но за чей счет будет "банкет по перестройке", я не понимаю, — возмущается Рудман. — В ТЦ на первых этажах просто не хватит высоты потолков для того, чтобы разместить кинотеатр". С тем, что "переезд" и "перестройка" кинотеатров невозможны, согласны и другие участники рынка: гендиректор "Ленфильма" Эдуард Пичугин отмечает, что после запрета работы на первых этажах абсолютное большинство кинотеатров вынуждены будут закрыться. С ним согласились лидеры российского рынка — в сети "Каро" назвали перенос кинозалов на нижние этажи невозможным, в объединенной сети "Формула кино" и "Синема парк" добавили, что реализация этой инициативы возможна только в новых кинотеатрах.
Сейчас из 80 петербургских кинотеатров около 50 находятся на верхних этажах торговых центров. Объем кассовых сборов кинотеатров, по данным "Невафильм Research", составляет в городе 4 млрд рублей в год.

Без окон и дверей

Детские центры оказались в той же ситуации: в центре города большинство из них работают на верхних этажах. Объем рынка детских развлекательных центров его участники оценивают в несколько миллиардов рублей. Детские проекты занимают около половины площадей, отведенных в ТЦ на развлечения.
С 2012 года для детских игровых зон действует СНиП, который запрещает размещать такие площадки выше второго этажа и дальше 20 м от эвакуационного выхода. Но он распространяется только на новые здания, в большинстве петербургских ТЦ детские зоны работают на 3-4 этажах. Совладелица детского центра "ТачкиГрад" Светлана Данилова считает, что у современных ТЦ действительно много конструктивных проблем: крутящиеся двери, узкие эскалаторы, отсутствие окон и пожарных лестниц. Но в то же время запрет работы на верхних этажах станет для детских центров экономической катастрофой. "Я думаю, что могла бы сработать какая-то "программа лояльности" от власти для бизнеса: льготы по получению земли для ТЦ, которые размещают развлекательные зоны внизу, или субсидии", — говорит она.
Гендиректор "КидБурга" Максимилиан Пивоваров рассказывает, что план размещения арендаторов в ТЦ определяется еще на этапе строительства; на первых этажах обычно располагается "мелкая нарезка" магазинов с высоким средним чеком, и чтобы это изменить, владельцу нужно перестроить не только стены, но и системы вентиляции, кондиционирования и так далее. При этом затраты на переезд для кинотеатра или детского центра примерно такие же, как и на открытие нового. Например, для центров "КидБург" стартовые затраты составляют около 80-130 млн рублей при площадях 2-3,5 тыс. м2. Сроки окупаемости таких проектов — 5-6 лет. "Это не магазин, где можно снять оборудование и перевезти, и в кинотеатрах, и в детских центрах огромные инвестиции в отделку, установку дорогого оборудования, — говорит он. — Расположение на верхних этажах — это не прихоть, а условия рынка, если запрет введут, все подобные проекты просто закроются".
Пивоваров добавляет, что первый этаж не гарантия безопасности, главный показатель — время выхода на улицу. "Такие предложения уводят от основного вопроса, от переезда на первый этаж безопаснее не станет, — рассуждает он. — Гораздо важнее человеческий фактор, обученность сотрудников, которые будут выводить людей. А если из крупного одноэтажного помещения все начнут выходить одновременно — это приведет к давке и пробкам".
Вместо того, чтобы заставить все заинтересованные стороны исполнять текущее законодательство, Госдума придумывает новое. Наши политики хотят выглядеть спасателями, а виноватым делают всегда кого-то другого. Значит, детям и зрителям кинотеатров нельзя гореть на верхних этажах. На верхних этажах, очевидно, должны в случае чего гореть другие люди. Законодатели не в курсе, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется. При этом в реальности перенос кинотеатров невозможен технически, он означал бы банкроство арендаторов на верхних этажах. Поэтому я думаю, что все эти разговоры — не более чем популизм.
Дмитрий Шиманов
гендиректор MAR Consult
Перенос кинотеатра на первый этаж в большинстве случаев невозможен, для этого нужно перестраивать 90% ТРЦ. Развлекательные зоны строят на верхних этажах, чтобы создать трафик, который пойдет снизу вверх, то же касается фудкортов. Еще одна особенность — высота потолков. На первом этаже недостаточно высоты для киноэкрана. И наконец стоимость аренды. Финансовая модель кинотеатра предполагает инвестиции 250-300 млн рублей со сроком окупаемости до 10 лет. Если такой арендатор перейдет на первый этаж, где действуют самые высокие ставки, это приведет либо к многократному удорожанию билетов, либо сделает проект нерентабельным.
Дмитрий Караваев
генеральный директор «Рент-Инвест»