По закону и по совести

 

Торжество искусственного интеллекта и, соответственно, отмирание некоторых профессий неизбежно, как дембель. Скажем, медицинская программа "Ватсон", разработанная корпорацией IBM, еще 3 года назад, функционируя в опытном режиме, диагностировала онкологические заболевания и назначала соответствующее лечение с точностью 90%, в то время как американские врачи в людском облике выдавали результат 50%. А компьютерная программа, разработанная британскими учеными, как сообщалось 1,5 года назад, угадывала исход судебных дел Европейского суда по правам человека, связанных с пытками, унижением личного достоинства, ограничением основных свобод и т. д., в 79% случаев.
Шли годы, и 2 апреля 2018 года московские суды перешли на электронный документооборот, сообщили информагентства. Что бы это ни значило, это только начало. На презентации новой программы глава Московского городского суда заявила, что руководимой ею организации выделен бюджет на разработку искусственного интеллекта и биометрии. О важном прикладном значении намеченных изменений довольно простодушно сообщил заместитель председателя суда. По его словам, нередко судьи не могут идентифицировать человека по фотографии, и в итоге выдворяется не тот человек. Понятно, что, если подсудимого смогут идентифицировать по отпечаткам пальцев, и дело пойдет веселее, и судебных ошибок будет меньше.
Можно было бы порадоваться этому известию вместе с гражданами, которым доверено осваивать бюджет на создание искусственного судейского интеллекта, порассуждать, что соответствующие нововведения — первый шаг к настоящей независимости суда. Машина — она и есть машина, и вроде бы всякие посторонние обстоятельства из области "кто кому дядя" это бездушное существо учитывать не должно, но никто же не мешает, чтобы соответствующая программа обладала каким надо эмоциональным интеллектом — тоже крайне модной в последнее время штукой. Если наши мастера, "шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали", неужто с искусственным интеллектом не справимся, чтобы судил как надо.