Суд в третий раз взыскал с Александра Гительсона и его топ-менеджеров 11 млрд рублей

Арбитражный суд в третий раз — после двух отмен его решений в кассационной инстанции — привлек экс-банкира Александра Гительсона к субсидиарной ответственности на 11 млрд рублей по долгам Инкасбанка.

Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти в третий раз удовлетворил ходатайство Агентства по страхованию вкладов (АСВ) о привлечении Александра Гительсона, Татьяны Лебедевой и Людмилы Саморуковой к субсидиарной ответственности по долгам обанкротившегося Инкасбанка на сумму 11,166 млрд рублей. На сей раз размер ответственности не разделялся между тремя ответчиками в какой-либо пропорции, а был взыскан со всех троих солидарно.

Великий корпоратор

Александр Гительсон был первым в длинной веренице бывших банкиров, сбежавших за границу и оставивших свои кредитные организации на санацию АСВ. На санацию банка ВЕФК АСВ потратило более 40 млрд рублей, а остальные его банки (Инкасбанк, Петро-Аэро-банк, Рускобанк) обанкротились.
Будучи обвиняемым по уголовному делу о финансовых махинациях в Инкасбанке, в 2010 году Гительсон нарушил подписку о невыезде и эмигрировал с паспортом гражданина Сент-Китс и Невис на другое имя. Но летом 2012 года он попал в шторм на своей яхте, и его сигнал SOS стал ниточкой, которая привела к нему следователей. Вскоре он был экстрадирован в Россию. Пять лет, с 2013 по 2017 год, он провел в колонии №5 в Металлострое, а затем вышел на свободу. Теперь, отбыв наказание по уголовному делу, он отвечает по делам о банкротстве его бывших банков и делу о собственном банкротстве.

Третий раз

Третий раз

все решает

Тем временем в Инкасбанке конкурсное производство подошло к концу. Из 11,4 млрд рублей обязательств погашено было лишь около 200 млн рублей. По непогашенным долгам АСВ с 2014 года пыталось привлечь к ответственности контролирующих лиц: самого Гительсона (как бывшего председателя совета директоров банка-банкрота), а также Татьяну Лебедеву (как предправления) и Людмилу Саморукову (главного бухгалтера).
Вменялось им в вину то, что в 2007-2008 годах они перечислили на зарубежные счета Гительсона $81 млн, еще $98,7 млн и 6,5 млн евро — на счета физлиц с тюркскими именами и фамилиями, еще $4,5 млн и 74 млн евро — на коррсчета сербского банка "Баня Лука". Еще на 1 млрд рублей выдали необеспеченных (и не возвращенных) кредитов аффилированным структурам.
Суд дважды (в 2014 и в 2016 годах) удовлетворял ходатайство и привлекал эту троицу к субсидиарной ответственности, которую делил пропорционально доказанной вине каждого: 5 млрд взыскивал с Гительсона, 5,9 млрд — с Лебедевой и 282 млн — с Саморуковой. Но кассационный суд оба раза отменял это определение и возвращал дело на пересмотр.
В третий раз АСВ не стало делить ответственность (так как обосновать пропорции было сложнее всего) и попросил взыскать всю сумму с троих солидарно. И 20 марта 2018 года ходатайство было удовлетворено.