Поймали волну. Миллиардер Аркадий Пекаревский вместе с партнерами создал агрегатор для аренды кораблей

Автор фото: Архив «ДП»
Аркадий Пекаревский, владелец Grondard, основатель компании Sela.

Миллиардер Аркадий Пекаревский вместе с бизнес–партнерами создал агрегатор для аренды кораблей и покупки билетов на морские путешествия. Емкость этого рынка в России оценивается в 80 млрд рублей в год. В планах сделать агрегатор международным.

Экс–совладелец торговой сети Sela, а ныне девелопер и собственник кондитерской фабрики "Ацтек" Аркадий Пекаревский стал совладельцем компании "Энишипс" — глобального агрегатора, через который любой желающий может арендовать морское или речное судно в России и Европе, а также купить билеты на морские путешествия в любой точке мира.
Емкость рынка водных пассажирских перевозок, на который вышел петербургский стартап, в России эксперты оценивают в 80 млрд рублей в год. Но предупреждают, что успешных агрегаторов мало, поскольку маржа бизнеса низкая, а риски высокие.
Компания "Энишипс" была зарегистрирована в Петербурге летом 2017 года. Согласно СПАРК, Аркадию Пекаревскому (№239 в рейтинге миллиардеров "ДП" с состоянием 2 млрд рублей) в этом бизнесе принадлежит 50%. Еще 45% у Георгия Кожуховского — собственника компании Numidal, которая управляет восемью легкими судами, из которых два в собственности. Еще 5% — у Дмитрия Бородина — совладельца международного сервиса знакомств topface.com, одного из самых популярных сайтов Рунета.
Как рассказал "ДП" Георгий Кожуховский, в середине апреля в России начнет работу агрегатор anyships.ru, где будут продаваться билеты на экскурсионные теплоходы, петербургские метеоры (а с июня и на морские паромы), а также можно будет арендовать корабли в России и Европе (пока только в Израиле, Турции, Испании, Италии и Франции).
"Мы создаем глобальный сервис для продажи билетов на все виды водного транспорта. Осенью запустим приложение к сайту, через которое в режиме онлайн можно будет на родном для пользователя языке приобрести билеты на любое судно в любой точке мира или арендовать его целиком. Для судовладельцев этот ресурс станет не только порталом для продаж, но и системой управления бизнесом", — сообщил Георгий Кожуховский.
Аркадий Пекаревский свое участие в проекте объясняет так: "Во–первых, я люблю все инновационное. В0–вторых, порог входа в этот бизнес относительно низкий, при этом очевиден спрос на услугу. Уже в этом сезоне мы планируем выйти на самоокупаемость. В–третьих, есть возможность сделать проект международным. Амбиция создать своего рода Uber для водного транспорта не так уж утопична", — отметил он и подчеркнул, что в ближайшее время компания начнет открывать представительства в других морских городах мира. Инвестиции в проект, по его словам, составят около 10 млн рублей.
По оценке Артема Баршая, гендиректора ООО "Союзхимтранс–Авто" (транспортная компания, разрабатывает и внедряет специальное приложение для автомобильных грузовых перевозок), только разработка продукта потребует 10–15 млн рублей. "Добавьте к этому затраты на продвижение. А они могут достичь 75 млн рублей, так как нужна массовая реклама для привлечения большого числа пользователей", — говорит он.
К слову, по некоторым оценкам, создание платформы Uber стоило около $350 тыс. (примерно 20 млн рублей).

Успех с нюансами

Емкость российского рынка водных пассажирских перевозок, на который шагнула компания "Энишипс", эксперты оценивают в 80 млрд рублей в год. За 2017 год по морям и рекам страны перевезено 24 млн человек (см. "Перевозки пассажиров..."). На Петербург приходится около 1,3 млрд рублей в год (данные 2017 года).
"Появление такого портала, вероятно, серьезно подорвет частный сезонный бизнес речных перевозок в Петербурге. Его участники привыкли работать по схеме стихийного привлечения клиентов и сотрудничать с туркомпаниями, которые наполняют туристами прогулочные суда. Им придется или подключаться к агрегатору, или снижать цены", — считает управляющий партнер "Экспертной группы Veta" Илья Жарский. По его словам, для успешного функционирования агрегатора необходимо большое количество судов. "А в Петербурге они практически полностью распределены между частными компаниями, которые привыкли работать по–старому. Договориться с ними будет трудно, поскольку при новой схеме работы судовладельцы могут потерять в деньгах. Массовое сопротивление собственников кораблей может поставить крест на будущем агрегатора", — полагает Илья Жарский.
Есть еще несколько угроз для нового бизнеса. Во–первых, использование агрегатора ставит вопрос ответственности в случае несчастного случая на воде. "При появлении агрегаторов в сфере такси потерпевшие пассажиры не всегда могут защитить свои права в суде и найти конечного виновного, поскольку агрегатор всего лишь связывает клиента и компанию–перевозчика. Здесь те же риски", — говорит один из экспертов. Во–вторых, велика вероятность, что работа агрегатора будет замкнута на сезон навигации (так как свое развитие он начнет с Петербурга), а навигация в городе длится 3–4 месяца. "Не исключено, что агрегатор начнет работать на старте туристического сезона и исчезнет с его закрытием", — полагает один из участников рынка.

По воде, по суше и по воздуху

Российский онлайн–тревел–рынок оценивается в 700 млрд рублей. Это 2,1% мирового рынка, по данным Data Insight. Таким образом, в случае выхода на международный рынок перед агрегатором открываются другие возможности, но и повышаются риски.
Путешественники во всем мире все чаще планируют маршруты самостоятельно. Они активно пользуются такими агрегаторами, как OneTwoTrip, aviasales, momondo и др.
"Есть, например, портал airbnb.com, который предлагает аренду яхт. Или портал aferry.ru, который успешно продает билеты на паромы по всему миру. Но нет платформы, которая объединила бы в одном окне все услуги сегмента", — отмечает один из собеседников "ДП".
"Отдельные успешные примеры водных агрегаторов на мировом рынке есть, но чтобы была какая–то глобальная сеть, которая распространилась бы по всему миру, как booking.com, я таких примеров не знаю", — добавляет основатель сервиса kupibilet.ru Сергей Пирожников.
Эксперты предупреждают, что в мире мало успешных агрегаторов.
"Во многих странах Uber находится под сильным общественным давлением. Программный продукт, который он использует, легко копировать, что и делают конкуренты, если им не удается договориться с агрегатором о ценах. А маржа бизнеса водных перевозок низкая. Комиссия с каждого проданного билета будет небольшая, что повышает риски", — говорит разработчик IT–приложений (в том числе "Uber для туристов") Александр Пинчук.
Агрегаторы — это наше больное место. Появление посредника означает дополнительный канал сбыта, и это хорошо. Но агрегаторов качество наших услуг интересует меньше, чем комиссионное вознаграждение, и они продвигают в первую очередь те компании, которые предлагают высокую комиссию, до 70%. Мы не можем предложить такую, услуги нашей компании не из дешевых.
Андрей Кузнецов
Генеральный Директор ГК "Астрамарин"
Как раз работаем над расширением интернет–продаж. Пока на их долю приходится около 5% выручки. Но это перспективный канал. У других компаний, возможно, доля продаж через Интерент выше, но не думаю, что существенно выше. Все–таки основные продажи происходят на причале, и очень важно местоположение. В продажах через Интернет заинтересованы в первую очередь компании с не очень удачным местоположением, в отдалении от туристических троп. Через Интернет они могут завлечь пассажиров низкими ценами. Если компания стоит, например, на Невском, на пути пассажиропотока, то она и так может продавать много и по хорошей цене.
Владимир Филиппов
Генеральный Директор ООО "Аква–экскурс"
Сегодня на рынке много посредников, не обладающих ничем, кроме компьютеров и определенной деловой хватки. Они конкурируют между собой, и, наверное, будет неплохо, если в результате их борьбы в конце концов появится удобный и продающий ресурс, взимающий приемлемую комиссию, а не так, как сейчас, когда интернет–посредники предлагают снизить цену, чтобы привлечь клиента, а оставшуюся сумму поделить поровну. Но пока через Интернет продается 7–10%, а это не судьбоносные цифры для нас. Больший интерес к Интернету проявляют компании, находящиеся вне турпотоков.
Дмитрий Беленовский
генеральный директор судоходной компании "Драйвер"