Подрядчики большой дороги. КРТИ начал борьбу с фирмами–однодневками

Чтобы мелкие фирмы не могли участвовать в государственных тендерах на строительство и ремонт дорог, КРТИ под председательством Сергея Харлашкина изменил механизм проведения таких торгов.
Автор фото: Петр Ковалев
Чтобы мелкие фирмы не могли участвовать в государственных тендерах на строительство и ремонт дорог, КРТИ под председательством Сергея Харлашкина изменил механизм проведения таких торгов.
Автор фото: Петр Ковалев

Смольный начал борьбу с однодневками в дорожной отрасли. Он укрупняет лоты на конкурсах по ремонту и строительству дорог, чтобы отсечь мелкие компании.

Комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) в этом году проведет 43 конкурса на ремонт и новое строительство городских магистралей. Общий бюджет контрактов превысит 14 млрд рублей, в том числе 9 млрд будет израсходовано на создание новых дорог. Одним из самых ответственных проектов станет ремонт Невского проспекта на всем его протяжении стоимостью почти 220 млн рублей.
По данным "ДП", этот контракт, скорее всего, получит компания "ВАД", которая выполняла аналогичный ремонт 5 лет назад. Эксперты отмечают, что в последнее время многомиллиардные госконтракты в Петербурге получают только крупные компании, поскольку небольшие подрядчики не способны справиться со взятыми на себя обязательствами.
Как рассказал на круглом столе "ДП" председатель КРТИ Сергей Харлашкин (читайте в следующем номере "ДП"), в этом году город планирует привести в порядок 95 дорожных объектов протяженностью 148 км. "На текущий ремонт дорог Петербурга будет направлено 5 млрд рублей, а на новое строительство — 9 млрд рублей", — сообщил Сергей Харлашкин.
Более 460 млн рублей пойдет на приведение в порядок улиц Центрального района города. В числе приоритетных объектов — Невский проспект.
"Планируем весной, как только сойдет снег, отремонтировать главную магистраль города одним махом. Работать будем по ночам и выходным, чтобы минимизировать нагрузку на жителей. Для ремонта будем использовать самый прочный щебень, лучшие битумы, чтобы обеспечить высокое качество", — рассказал Харлашкин. Он отметил, что транспортные потоки на Невском проспекте такие интенсивные, что ремонт нужно делать раз в 2 года. "А с момента последнего ремонта уже прошло 5 лет. Правда, основание дороги в хорошем состоянии: поврежден шипами только верхний слой асфальта, возникли колеи. Но и эти проблемы нужно убирать", — заключил Сергей Харлашкин.

ВАД без конкурентов

Тендер по выбору подрядчика для Невского проспекта объявят в марте. По данным источников "ДП", контракт, скорее всего, достанется АО "ВАД", которое ремонтировало Невский в 2013 году. В ВАД на запрос "ДП" о перспективах участия в конкурсе не ответили.
В последние годы эта компания легко обходит претендентов при розыгрыше крупных и ответственных госконтрактов. Так, в 2017 году, по данным официального сайта госзакупок, ВАД заключили с государственными заказчиками более 30 контрактов на ремонт и строительство дорог на общую сумму почти 41 млрд рублей. При этом почти во всех случаях (за исключением одного тендера, где в итоге также выиграли ВАД) на конкурс подавал заявку только один участник — сами ВАД.
Мало кто из дорожников способен справиться с работами, которые достаются ВАД, поэтому другие компании даже не претендуют на такие лоты, поясняет президент ГК "АБЗ–1" Владимир Калинин. Подрядчик должен быстро организовать работы на стройплощадке, иметь необходимый штат сотрудников, технику и т. д. "Плюс качество работы. Очень немногие компании сегодня могут обеспечить должное качество", — говорит он.
Кроме того, претенденты на крупные (от 0,5 млрд рублей) генподряды должны представить банковскую гарантию. Небольшим фирмам ее не получить, говорят в КРТИ.

Закон с изъяном

С этого года КРТИ изменил порядок проведения конкурсов, чтобы отсечь появление на них фирм–однодневок. "На конкурсы по небольшим лотам часто приходят мелкие фирмы. Они демпингуют, выигрывают контракт, получают аванс, а потом исчезают. В итоге дорога брошена, претензии предъявить некому", — сетует Сергей Харлашкин. КРТИ решил укрупнить лоты — "чтобы их выигрывали организации с большим опытом и распределяли работы между мелкими субподрядчиками. Правильная ли это тактика, покажет время", — говорит он.
Проблема фирм–однодневок давно требует решения, считает гендиректор компании "Амира" Андрей Сарамуд. По закону в госзакупках побеждают те, кто предложит наименьшую цену. "Но, если у компании есть только стол и бухгалтер, справиться с работой она не сможет. А спрашивают потом с КРТИ, который просто соблюдал требования закона", — недоумевает Андрей Сарамуд.
По его мнению, новый механизм, который внедряет комитет, отчасти решит эту проблему.