Дорогая проходная. Северная верфь повышает стоимость услуг для компаний, расположенных на территории завода

Северная верфь.
Автор фото: Сергей Коньков
Северная верфь.
Автор фото: Сергей Коньков

Северная верфь повышает плату за свои услуги, оказываемые компаниям на территории судозавода. Одним из пострадавших контрагентов оказалась компания городского бизнес–омбудсмена.

Северная верфь (СВ), входящая в государственную Объединенную судостроительную корпорацию, повышает стоимость своих услуг для компаний, расположенных на территории завода. Считать каждую копеечку руководителя верфи Игоря Пономарева заставляют, по всей видимости, ее финансовые результаты.

Особые условия

Новая экономическая политика верфи, судя по всему, создает сложности компаниям, расположенным на ее территории. Например, принадлежащему семье петербургского бизнес–омбудсмена Александра Абросимова ПАО "КЦТЛ", владеющему примыкающим к акватории порта участком на Северной верфи.
Компания оказывает складские и стивидорные услуги (погрузка и разгрузка судов). Подъезд к складам КЦТЛ возможен только по территории верфи и через ее проходную. В КЦТЛ сообщили "ДП", что судозавод повысил стоимость услуг своего бюро пропусков по оформлению допусков посетителям, легковому и грузовому транспорту в среднем на 359%. Компенсировать эти затраты за счет своих клиентов КЦТЛ не может из–за сложной рыночной конъюнктуры, полагает Анна Свистельникова, председатель совета директоров логистической компании.
Иностранным перевозчикам и гражданам приходится платить за пропуска больше, чем россиянам.
"У нас сырье и материалы на 40% импортные, поэтому часто на территорию СВ въезжают фуры от наших поставщиков с иностранными номерами. Северная верфь существенно увеличила тарифы для таких машин: если раньше с фуры брали по 350–500 рублей, то сейчас это 10 тыс. В месяц мы только за пропуск машин с сырьем для нашего производства платим по 300 тыс. рублей, а раньше тратили по 100 тыс. рублей. В год будет выходить по 3,5 млн рублей. Обсуждаем с верфью варианты решения проблемы", — говорит Анатолий Панчев, генеральный директор компании ООО "Эсаб–Свэл" (производит оборудование и расходные материалы для сварки и резки, принадлежит шведской компании Esab).
Антимонопольная служба, рассмотревшая жалобу предпринимателей, выдала предписание верфи изменить тарифную политику. Завод оспаривает это решение в суде.
На Северной верфи пояснили, что повысили тарифы бюро пропусков всего на 10%, а КЦТЛ — единственный контрагент Северной верфи, которому с 2008 года были установлены особые условия с заниженной стоимостью услуг бюро пропусков.

Пользование без оплаты

КЦТЛ не только столкнулся с резким ростом расходов, но еще и лишился ренты от сдачи складов в аренду Северной верфи. "Договор аренды с верфью истек в мае 2017 года, — констатирует Анна Свистельникова. — Но предприятие не отказалось от наших услуг, а продолжает использовать складские площади, не платя за них". Общая сумма задолженности превысила 19,5 млн рублей.
Северная верфь объясняет свою позицию тем, что в апреле 2017 года КЦТЛ увеличил ставку арендной платы, обосновав повышение ростом затрат на содержание инфраструктуры, ростом тарифов на электроэнергию, зарплат и т. п. "Завод попросил документы, подтверждающие увеличение затрат, так как, например, эксплуатационные платежи по условиям договора завод оплачивает отдельно, то есть они не включены в размер арендной платы. ПАО "КЦТЛ" отказалось представлять какие–либо сведения. Северную верфь повышение стоимости аренды не устроило, поскольку даже без этого повышения ставки были в 1,5–2 раза больше, чем у других арендодателей в границах этой же территории, но мы вынуждены были их принимать из–за исторически сложившейся схемы логистики на заводе", — объяснили на Северной верфи. Уточнив, что с мая 2017 года верфь вела с КЦТЛ переговоры по уменьшению стоимости аренды, которые закончились категорическим отказом пересмотреть размер арендных платежей.
В планах КЦТЛ обратиться в арбитраж, чтобы взыскать задолженность, как это делают другие контрагенты верфи. Например, ООО "Морфлот–Технология" взыскивает 14 млн рублей за выполненные и неоплаченные работы по заказу "Эльбрус". "На текущий момент отсутствуют какие–либо выполненные и принятые работы указанной организации по "Эльбрусу", подлежащие оплате", — высказали свою позицию на верфи.

Режим жесткой экономии

Жестко экономить и повышать доходы руководство верфи, скорее всего, вынуждают задержки со сдачей заказов и, как следствие, непростое финансовое положение: только за три квартала 2017 года чистый убыток составил почти 1 млрд рублей. Верфь рассчитывала нарастить доходы за счет сдачи трех заказов Министерству обороны РФ, но оно не приняло ни одного корабля в прошлом году.
Надежды на улучшение ситуации появились после того, как в конце 2017 года Игорь Пономарев заключил несколько крупных контрактов с рыбопромысловыми компаниями.