Смольный оплатит социалку. В 2018 году чиновники планируют ввести в эксплуатацию в 5 раз больше школ и детсадов, чем в 2017–м

Глава комитета по строительству Петербурга Леонид Кулаков готов в 2018 году построить за счет средств городского бюджета в 5,5 раза больше социальных объектов, чем в 2017 году.
Автор фото: Сергей Ермохин
Глава комитета по строительству Петербурга Леонид Кулаков готов в 2018 году построить за счет средств городского бюджета в 5,5 раза больше социальных объектов, чем в 2017 году.
Автор фото: Сергей Ермохин

Смольный не договорился с застройщиками о создании социальной инфраструктуры за их счет и вынужден в 5 раз увеличить количество объектов, которые будут построены на деньги городского бюджета.

Комитет по строительству Петербурга впервые за последние 5 лет увеличивает объемы строительства социальной инфраструктуры за счет городского бюджета. В 2018 году чиновники планируют сдать в эксплуатацию 61 социальный объект: школы, детсады, поликлиники, спортивные комплексы — в 5,5 раза больше, чем в 2017–м.
Чиновникам и строительным компаниям до сих пор не удалось договориться о механизме работы Фонда социальных обязательств застройщиков (ФСО), который, как предполагалось в прошлом году, будет финансировать создание инфраструктуры. Поэтому пока городу приходится взять эти обязанности на себя.
По информации Владимира Богатова из отдела инженерного обеспечения Управления капитального строительства, реконструкции и инженерного обеспечения комитета по строительству, в адресно–инвестиционную программу (АИП) на 2018–2020 годы включено строительство 96 социальных объектов и проектирование 119 объектов. Сейчас из них строится 80, по остальным планируется проведение торгов. Заключены госконтракты на проектирование по 45 объектам, по остальным также будут проведены торги, говорит Владимир Богатов.
Сейчас социальную инфраструктуру в Петербурге строят как за счет городской казны, так и за счет средств бизнеса. Причем часть объектов город выкупает у строителей, а часть получает безвозмездно. Некоторым застройщикам удается договориться со Смольным о возвращении своих вложений.
Такая ситуация сложилась с 2012 года, когда Смольный переложил создание социальной инфраструктуры на застройщиков. С тех пор город последовательно сокращал финансирование таких строек. Так, в 2012 году за счет бюджета было построено 40 социальных объектов, а в 2017–м — только 11. В 2016 году из 26 школ и детсадов, введенных в эксплуатацию, городская казна профинансировала только семь объектов. В 2017–м сдано 11 бюджетных детсадов и школ и 22 возведенных инвесторами.
При этом с освоением выделенных на инфраструктуру средств комитет по строительству не справляется: в прошлом году из 21,3 млрд рублей, предоставленных ему на реализацию АИП, он освоил только 10,9 млрд. Можно отметить, что это худший результат среди подразделений Смольного по расходованию бюджетных денег.

Фонда пока нет

В прошлом году городские власти обсуждали с девелоперами возможность создания специального фонда, куда компании отчисляли бы по 4–11 тыс. рублей с каждого квадратного метра на развитие социальной инфраструктуры. Общая сумма сборов составила бы 30 млрд рублей в год. Учредителями ФСО должны были стать девелоперы, а контролировать расходование средств — Смольный.
Вице–губернатор Петербурга Игорь Албин ранее говорил, что ФСО начнет работать уже в 2018 году. Но пока определенности с его созданием нет — видимо, с этим связано усиленное внимание Смольного к инфраструктуре, предполагают девелоперы. Идея фонда хорошая, считают они: нужны прозрачные правила игры, по которым будут реализовываться проекты социальной инфраструктуры. Но вопрос плохо проработан. Инфраструктурные отчисления предлагается установить одинаковые для всех районов города, хотя условия строительства и потребности в инфраструктуре везде разные. Нет гарантий, что Смольный не будет менять размер отчислений в одностороннем порядке.
Застройщики платят налоги в казну, чтобы город создавал на эти деньги инфраструктуру, этим не должны заниматься строительные компании, уверен президент группы RBI Эдуард Тиктинский. Застройщики и так вынуждены создавать инфраструктуру, потому что жилье без школ и детских садов не будет пользоваться спросом, отмечает он.
Строительный комплекс Петербурга вносит в городской бюджет каждый 10–й рубль, добавляет гендиректор Объединения строителей Петербурга Алексей Белоусов. Итоговая сумма примерно соответствует объему финансирования всех адресных инвестиционных программ, заложенных в бюджет. "Поэтому существующую сегодня практику, когда застройщики вынуждены за собственный счет строить соцобъекты, считаю недопустимой", — резюмирует Алексей Белоусов.