Молоко и носки. Как персонажи советских мультфильмов становятся лицом рекламы

Автор фото: Алена Марченко
Автор фото: Алена Марченко

Бренд спортивной одежды Puma и "Союзмультфильм" объявили о выпуске обувной коллекции с героями студии. Скоро в фирменных магазинах можно будет купить кроссовки с изображениями персонажей из "Винни-пуха"  и "Ну, погоди!". "ДП" выяснил, кто еще из персонажей советской мультипликации продвигал товары на рынке.

Персонажи советских мультфильмов теряют свою популярность, их постепенно вытесняют более молодые герои — по данным "Дети Mail.Ru", самыми популярными мультфильмами в 2017 году у детей стали "Маша и Медведь", "Фиксики" и "Барбоскины". А вот количество просмотров советских мультиков довольно заметно снизилось. На полках магазинов сейчас чаще можно встретить сладости с Лунтиком и мороженое с "Тремя богатырями", но и старые персонажи стараются не сдавать позиции — все-таки аудитория в возрасте привыкла к ним с детства.
На вершине успеха
Герои серии мультфильмов "Простоквашино" — самые успешные на рекламном рынке. Помимо одноименной популярной марки молочной продукции от компании "Danone" существует и целая коллекция одежды по мотивам мультфильма. В августе 2017 года "Созмультфильм" запустил совместный проект с маркой одежды "Запорожец Heritage". В продаже появились аксессуары, носки, футболки, головные уборы с Матроскиным, Шариком, Дядей Федором и другими персонажами детского сериала. Особое место в коллекции занимала футболка с синим "Запорожцем" отца главного героя. Позже Запорожец выпустил эксклюзивные лонгборды с 3D-принтом по мотивам "Простоквашино" для фестиваля Faces & Laces.
Понимая, что популярность "Троих из Простоквашино" не падает с годами, "Союзмульфильм" объявил о продолжении, которое выйдет в апреле 2018 года. Для озвучки персонажей пригласили современных звезд: Ивана Охлобыстина, Гарика Сукачева и Михаила Ефремова. Героев осовременили: Дядя Федор теперь выглядит как хипстер, а пес Шарик беспокоится из-за подписчиков в соцсетях. Против создания нового сериала протестовал писатель Эдуард Успенский, который считает, что студия нарушила его авторские права. Автор книг про "Простоквашино" даже написал открытое письмо президенту Путину.
Олимпиада и продукты
У некоторых персонажей советских мультфильмов дела обстоят уже не так радужно. В начале 2000-х ООО "ФРАТТ-НВ" выпускала детские шампуни "Ну, погоди!" с изображением персонажей одноименного сериала. В итоге на них подал в суд "Союзмультфильм", и товар прекратили выпускать. Позже "Пятерочка" выкупила права на "Ну, погоди!" у сценаристов мультфильма и выпустила несколько серий продолжения сериала, намереваясь в дальнейшем использовать его в рекламных кампаниях. Но затея не выстрелила: новые серии не обрели популярность, и проект убрали на дальнюю полку.
Больше повезло Чебурашке, которого компания Bosco, официальный производитель спортивной экипировки для российской олимпийской сборной на протяжении многих лет вплоть до последних Игр, предложила сделать символом команды. В таком статусе Чебурашка просуществовал до 2010 года. Но и этот персонаж не смог избежать судебных прений по поводу прав на использование. В начале 1990-х Эдуард Успенский зарегистрировал торговую марку "Чебурашка". В результате писатель судился с кондитерской фабрикой "Красный Октябрь", которая выпускала одноименные конфеты. А в 2013 году автор подал в суд на предпринимателей Станислава и Владислава Чебурашкиных, которые хотели выпускать молочную продукцию под маркой "Чебурашкин продукт". Суд писатель проиграл, ведь на упаковке товаров братьев Чебурашкиных нет и намека на образ мультгероя.
С 2011 года компания "Си Проджект" выпускает детское питание "Малыш и Карлсон", а с 2012 года — серию сухих каш "Простоквашино". Лицензию на использование брендов компания приобретала у "Союзмультфильма".
Кто хозяин кота Матроскина?
Проблема с авторскими правами является одной из причин, почему торговые марки с советскими персонажами реже появляются на полках. Долгое время было непонятно, кому конкретно принадлежат права на мультгероев: авторам, которые их придумали, или же студии, которая создала мультфильм. С такой ситуацией столкнулась, например, компания Danone, которая покупала права на использование бренда "Простоквашино" у Эдуарда Успенского. В 2016 году "Союзмультфильм" потребовал денежную компенсацию у компании за использование образов персонажей. На проблему обратил внимание министр культуры Владимир Мединский, который также выразил недовольство тем, что Danone не заплатила студии. В итоге компания, чтобы урегулировать конфликт, сделала авторские отчисления "Союзмультфильму" и проспонсировала производство новых серий "Простоквашино".
Спор с "Союзмультфильмом" за право обладания персонажами ведет не только Эдуард Успенский. В 2009 году он вместе с авторами Юрием Энтиным, Александром Курляндским, Алексеем Котеночкиным, Григорием Остером и Анатолием Савченко написал открытое письмо Дмитрию Медведеву, который на тот момент был президентом страны. Писатели просили помочь отрегулировать порядок использования прав на советских персонажей. "Союзмультфильм" настаивает, что юридических оснований на особое обладание героями у авторов нет, Минкультуры тоже на их стороне. Но писатели продолжают отстаивать свою точку зрения.