Структура "Ростеха" покупает у "Группы ЛСР" Гатчинский ДСК более чем за 1 млрд рублей

Территория завода "Баррикада".
Автор фото: Trend/Сергей Коньков
Территория завода "Баррикада".
Автор фото: Trend/Сергей Коньков

"Группа ЛСР" продолжает избавляться от производственных мощностей. Компания продает производство ЖБИ в Гатчине структурам "Ростеха" за 1,2 млрд рублей. Там будут производиться аэродромные плиты в рамках контрактов с Министерством обороны.

Экс–сенатор Андрей Молчанов, основатель и собственник "Группы ЛСР", продает входящий в холдинг Гатчинский ДСК. Покупателем выступает одна из структур, связанных с корпорацией "Ростех". Сделка будет закрыта в марте. Ее стоимость эксперты оценивают в 1,2–2 млрд рублей.
По одной из версий, новый собственник будет производить на заводе плиты для строительства аэродромов в северных широтах, по другой — использует продукцию комбината для возведения крупного жилого квартала на территории бывшего завода "Краснознаменец" в Петербурге.
О том, что экс–сенатор Андрей Молчанов (№18 в Рейтинге миллиардеров "ДП" за 2017 год с результатом 54,8 млрд рублей) продает структурам, связанным с корпорацией "Ростех", Гатчинский ДСК (ГДСК), сообщают многочисленные источники на рынке, в том числе близкие к сделке. Переговоры идут несколько месяцев. В "Ростехе" сделку опровергают. В "Группе ЛСР" сообщили, что слухи не комментируют.
"Сделка со структурами, связанными с "Ростехом", находится в финальной стадии, хотя ее должны были закрыть еще 1 марта. По моим данным, сумма составила 1,2 млрд рублей. Это при том, что в модернизацию завода "Группа ЛСР" вложила 1,5 млрд рублей", — говорит один из источников "ДП".
"Корпорация получила крупный госзаказ на строительство аэродромов в северных широтах России — для обслуживания Северного морского пути. Для выполнения этой стратегической задачи требуется собственное производство ПАГ (плита аэродромная гладкая). Сейчас ГДСК выпускает 50 тыс. ПАГ в год и является одним из ведущих предприятий не только региона, но отрасли по этому виду продукции", — говорит другой собеседник "ДП". Но, по его данным, покупкой производства ПАГ дело не ограничится.
"В сделку войдет и оборудование для производства другого ассортимента: свай, лестничных пролетов, лифтовых шахт, стеновых панелей и др. А итоговая сумма сделки, по моим данным, составит 2 млрд рублей, из которых 1,2 млрд рублей заплатят за производство ПАГ. Это недорого, если учесть, что годовая выручка ГДСК составляет 2,5 млрд рублей. Обычно цена актива сопоставима с его годовой выручкой", — говорит еще один собеседник "ДП".
Другой источник предположил, что конечная цель покупателей — получить под контроль крупное производство ЖБИ, которое сможет снабжать продукцией строительство жилья, которое ведется в интересах "Ростеха".
Действительно, недавно стало известно, что компания "РТ–Стройтех" (входит в "Ростех" и распоряжается ее непрофильными активами) ищет инвестора для строительства нового жилого района в Петербурге на территории бывшего завода "Краснознаменец", которым владеет.
Завод занимает 35 га в Красногвардейском районе. Там можно построить 600 тыс. м2 недвижимости, в том числе 310 тыс. м2 жилья. "Свой ДСК для нужд такой большой стройки был бы очень кстати", — рассуждает собеседник "ДП".

Завод с историей

ГДСК — это одна из трех производственных площадок "Группы ЛСР". В 2002 году группа приобрела производственное объединение "Баррикада", после чего началась его модернизация и расширение ассортимента.
В 2013 году ПО "Баррикада" было переименовано в ОАО "ЛСР. Железобетон — Северо–Запад". Сегодня компания располагает тремя производственными площадками, одна из которых находится в Петербурге (ДСК "Блок" на Парнасе, который производит панели для строительства жилья), еще две — в Ленинградской области (это ГДСК и площадка в Рыбацком). В их развитие собственник совокупно вложил более 7 млрд рублей. Общая производственная мощность площадок — 570 тыс. м3 в год, из которых более 300 тыс. м3 производит площадка в Гатчине. Ассортимент достигает 5 тыс. наименований. Изделия используются при возведении зданий, строительстве и ремонте дорог, обустройстве инженерных сетей и сооружений и т. д.
Но некоторое время назад руководство "Группы ЛСР" изменило стратегию развития бизнеса: компания решила сосредоточиться на строительстве и девелопменте как наиболее прибыльных видах деятельности, а активы по выпуску строительных материалов продать. Быстро нашлись покупатели на цементное и кирпичное производство в Ленобласти. Выставлены на продажу заводы по производству товарного бетона в двух столицах.
"ГДСК и заводу в Рыбацком тоже долго искали покупателя. Рентабельность производств там низкая. Демпинг и ошибки менеджмента привели к тому, что хозяйство захирело. ПАГ продавались нормально, а остальной ассортимент тянул компанию вниз", — говорит один из собеседников "ДП".
На заводе в Гатчине работают около 500 человек. До недавнего времени источники "ДП" сообщали, что половина из них может попасть под сокращение после выборов президента РФ. Возможно, сделка с "Ростехом" предотвратит массовое сокращение. "Руководство завода точно поменяется. Назначат нового гендиректора — управленца из Набережных Челнов. Что будет с рядовым персоналом, пока не ясно. Была информация, что часть сотрудников переведут на другие предприятия "Группы ЛСР", — сообщил еще один источник.

Плиты на все нужды

Завод в Гатчине уже несколько лет является поставщиком аэродромных плит для нужд Минобороны РФ. "Плиты выпускались на импортном оборудовании и проходили жесткий контроль со стороны военной приемки. При сохранении действующего коллектива специалистов проблем с их выпуском при новом собственнике быть не должно", — говорит эксперт Ильдар Кутыев. Правда, "Группа ЛСР" — не единственный производитель ПАГ в регионе. Есть еще предприятия, но не такие крупные. "Выпуск продукции они ведут по старинке, заливая плиты в отдельных формах. Поэтому производительность ниже, но качество продукции в целом отвечает требованиям рынка", — говорит Ильдар Кутыев.
ПАГ используются не только для покрытия аэродромов, их применяют для обустройства временных дорог на стройках, для строительства складских площадок и терминалов для тяжелой техники, в портах. "Уход "Группы ЛСР" с регионального рынка ПАГ, конечно, снизит уровень конкуренции в сегменте", — уверен Ильдар Кутыев.
Если говорить о рынке ЖБИ в целом, в городе и области около 90 предприятий предлагают железо-бетонные изделия, но многие из них небольшие.
Рынок товарных ЖБИ в 2017 году составлял около 720 тыс. м3, а рынок полносборного железобетона (применяется в крупнопанельном домостроении зданий под ключ) — около 1,5 млн м2. В деньгах эксперты оценивают этот сегмент в 8,4–9,1 млрд рублей. "Отрасль переживает последствия кризиса 2015–2016 годов, когда объемы и рентабельность рынка резко упали. Интерес к инвестициям в производство возможен только при росте цен на изделия ЖБИ на 30%. А к настоящему времени это произошло частично только в сегменте железобетонных свай: здесь цены выросли на 25% (с 8 тыс. до 10 тыс. рублей за 1 м3). Медленное восстановление рынка чревато закрытием заводов", — говорят эксперты "ФиннПанель".
"Рынок ЖБИ ждет длительный период стагнации. В этом году возможен как рост, так и спад на 1–2%", — заключил Александр Дубодел из Агентства исследования рынков.
Как повлияет смена владельца завода на рынок, зависит от выбранной стратегии. Если закроются непрофильные направления, то однозначно может возникнуть дефицит по сваям, пустотным плитам перекрытий. Но рынку это пойдет на пользу. Сейчас переизбыток производственных мощностей, в том числе по панельному домостроению, поэтому уход с рынка еще одного производителя закономерен. Сегмент аэродромных гладких плит специфический, высока доля оборонных заказов, поэтому перспективы там только для тех, кто в теме.
Вячеслав Засухин
гендиректор компании "ФиннПанель"
В нынешней экономической ситуации рынок ЖБИ, и мы все это наблюдаем, переживает затяжной спад, который может продлиться в среднесрочной перспективе. В связи с этим перепрофилирование недостаточно эффективных производств — один из наиболее рациональных вариантов. Чаще всего производство ЖБИ отличается хорошей инженерной подготовленностью, интересными отрытыми промышленными планировками, проработанной логистикой для любого транспорта, в том числе большегрузного.
Арсений Васильев
Генеральный Директор Гк "Унисто Петросталь"
Интересно посмотреть, как будут развиваться события. Будет ли завод при новом собственнике работать только на проекты Минобороны или продолжит также поставлять продукцию на внешний рынок. Если инвестировать в производство и развивать домостроительное направление, то оно может составить серьезную конкуренцию действующим игрокам, в том числе и бывшим владельцам — "Группе ЛСР". Но есть вероятность, что будут производиться только аэродромные плиты (ПАГ), тогда ситуация на рынке не изменится.
Владимир Богданов
Генеральный Директор Ооо "Дск"