Свет и зелень в большом городе. Зампредседателя КГА Лариса Канунникова о концепции развития пешеходных пространств и маршрутов Петербурга

Автор фото: Валентин Беликов
Лариса Канунникова, заместитель председателя КГА.

Комитет по градостроительству и архитектуре (КГА) разработал концепцию развития пешеходных пространств и маршрутов Петербурга. Определен фронт работ на ближайшие 5 лет. Власти ждут активности от инвесторов. Перспективы этой программы представители бизнеса обсудили на круглом столе "ДП" с заместителем председателя КГА Ларисой Канунниковой.

Лариса Викторовна, что это за программа? Почему решили заняться ее разработкой?

— Речь идет о федеральной программе "ЖКХ и городская среда", которую курирует Министерство строительства РФ. Концепция развития пешеходных пространств и маршрутов является ее частью. Дело в том, что комфортная городская среда — одна из важных составляющих при формировании облика города, его идентичности. И мы уделяем большое внимание этой составляющей. При активном участии комитета по градостроительству и архитектуре продолжается актуализация законодательства в сфере благоустройства в Петербурге, анализ ключевых подходов к развитию городских территорий.
Были разработаны и утверждены "Эстетические регламенты объектов и элементов благоустройства". Отмечу, что регламенты устанавливают требования к внешнему виду фасадов зданий, элементов благоустройства, в том числе наружной информации и рекламы. По мере необходимости регламенты могут уточняться и приводиться в соответствие с федеральным законодательством.

Какие–то деньги из федерального бюджета на программу предусмотрены?

— Все субъекты РФ, которые участвуют в данной программе, получили в этом году субсидии из федерального бюджета в размере 1 млрд рублей. Но Петербургу второй раз подряд денег не выделили. Полагают, что у нас и так все хорошо — ведь мы постоянно побеждаем на российских конкурсах по благоустройству.

Как формировали список пешеходных пространств?

— Концепция развития пешеходных пространств разработана на основе предложений администраций 18 районов Петербурга, профильных органов власти, а также данных социологического опроса жителей, выполненного в рамках программы "Твой бюджет".
В результате этой работы мы определили перечень объектов, планируемых к реализации в 2018–2022 годах, среди них наб. реки Смоленки, Линейный парк на Васильевском острове, наб. Адмиралтейского канала, Конногвардейский бульвар, Большой пр. Петроградской стороны, Миллионная ул., Лиговский пр. от Невского пр. до ул. Некрасова и другие.

Есть какие–то особенности у этой программы по сравнению с теми, что были реализованы ранее?

— Особое внимание в этой программе уделено социальной теме и маломобильной группе населения. Мы практически не видим этих людей, поскольку городская среда для них мало приспособлена. Но мы хотим изменить эту ситуацию.
Концепция предусматривает создание площадок для людей с ограниченными возможностями. Сегодня в городе уже появились площадки со специальным оборудованием, разработано 47 проектных решений с учетом современных методов архитектуры и дизайна, семь проектов намечены к реализации в 2018 году. Всего планируется создать около 50 таких площадок во всех районах города.
Кстати, застройщики уже откликнулись и готовы предусматривать такие объекты в своих новых проектах.

Кто выступает заказчиком работ в рамках концепции развития пешеходных пространств?

— Работа осуществляется под руководством вице–губернатора Игоря Албина. А кто будет заказчиком, зависит от балансовой принадлежности территории.
Кроме того, программа предполагает участие инвесторов. Сегодня в городе один крупный инвестор — "Газпром", на чьи средства с 2009 года ведется активное благоустройство центра города.
Дело в том, что программа декларирует комплексный подход к городской среде. Создавая пешеходную зону, мы одновременно делаем ремонт фасадов (это направление курирует жилищный комитет), инженерии и подключений (комитет по энергетике), площадок и озеленения (муниципалитеты и комитет по благоустройству). Все исполнители дополняют друг друга.
Автор: Валентин Беликов

Сергей Мителев, директор СПб ГУП «Ленсвет»:

Наружное освещение — это обязательный элемент благоустройства. Поэтому мы активно участвуем в программе КГА. Но есть проблемы. Мы не успеваем удовлетворять все потребности тех же муниципальных образований: их 111, а "Ленсвет" — один.
Приведу пример с детскими спортивными площадками. Их в городе 4 тыс. За полтора года мы осветили только 1 тыс. Реально за год можем делать 300 площадок. Так что оставшиеся 3 тыс. площадок будем освещать ближайшие 10 лет.
Было бы хорошо, если бы и муниципальные образования параллельно с "Ленсветом" при установке новых детских площадок строили наружное освещение сами.
Программа по пешеходным зонам и дворам — тоже долгая история. Ее итогом может стать создание регламентов по освещению — рекомендаций по световой температуре и общему колориту. Ориентируясь на эталон, инвесторам будет легче работать, будет меньше неграмотных световых решений. Но нужна грамотная координация, поскольку речь идет о комплексной и весьма масштабной работе.
Автор: Валентин Беликов

Ольга Михальченко, директор по развитию «ЛСР. Недвижимость — Северо–Запад»:

В активе нашей компании проекты, в которых объемы благоустройства сопоставимы с текущими городскими масштабами. Приступая к проекту, мы проводим международные ландшафтные конкурсы, где эксперты и жюри — представители городских комитетов. В приоритете для нас созидание, Петербургу нужны масштабные благоустроенные зоны. "Смольный парк" — идеальный подход к благоустройству территории. Сейчас особенно хочется обратить внимание на намыв — морские ворота города. Сейчас это фактически пустырь. Мы уже вышли на эту территорию и общей с городом задачей является создание там именно жилого квартала. С учетом масштабов нам бы хотелось, чтобы город своевременно приступил к благоустройству, где, безусловно, важен комплексный подход. При подготовке плана мероприятий готовы поделиться собственным опытом. При благоустройстве городских пространств помимо оборудования детских площадок и дворов стоит обратить внимание на линейно протяженные объекты — набережные, велодорожки, бульвары, где требуется помимо оборудования зон отдыха организация спортивных площадок, их освещения.
Предложение комитету — взять на контроль вопросы увязки отдельными ведомствами в дорожной карте этапов и видов работ по благоустройству, которые вы упомянули, а планы мероприятий разрабатывать совместно и для частных территорий. На сегодняшний момент, увы, есть нестыковки в работе отдельных ведомств, непонимание задач в смежных комитетах, накладки. В результате остаются нереализованными многие идеи, которые просто в силу закона не можем воплотить в жизнь.
Автор: Валентин Беликов

Николай Осипов, генеральный директор ПК «АрхиМет»:

В зрелом обществе сформировались новые отношения между заказчиком и исполнителем. Бодрые и энергичные намерения — подешевле купить и подороже продать — уже не так актуальны. Бизнес оценивает свою эффективность более сложными показателями. Прибыль перестала быть главным критерием. Характеристики эффективности включают в себя не только финансовый результат, но и качество исполнения, долгосрочные эксплуатационные показатели, эстетические, конструктивные, эргометрические свойства. А также существенно более высокий уровень социальной ответственности. В работе инвесторов тоже появляется профессионализм и ответственность.
Работа со светом пока недостаточно регламентирована. Только в последние годы заказчики и потребители стали обращать внимание на то, что свет — это мощный раздражитель, который влияет на поведение людей. В мировой практике появился термин light pollution (загрязнение светом). Мы понимаем, что есть нормы освещенности территории, от них не уйти. Но есть и требования адаптации осветительных приборов в архитектурной среде. Ночью мы видим только свет фонарей, а днем — их архитектурный облик. И дневной вид очень важен, он может как украшать, так и уродовать архитектурный ансамбль. Фонари — не пирожок, съел и пропало. Они на многие годы. Ошибка в проектировании будет долго раздражать и портить репутацию. Поэтому мы признаем пользу затяжных, порой нудных согласований в архитектурных инстанциях. Ведь в итоге от этого выигрывают все.
Автор: Валентин Беликов

Оксана Тыртычна, директор ООО «Лидваль»:

У нас в собственности большое здание в центре города, на Большой Морской ул., которую 2 года назад сделали пешеходной зоной. В конце прошлого года мы попали в зону благоустройства. Причем нас просто поставили перед фактом. Что именно будет сделано, мы узнали после начала работ. С 2016 года и по настоящий момент мы вынуждены работать, нарушая правила, предписанные схемой установки дорожных знаков, согласованной ГИБДД. Пишем письма, но безуспешно. Поэтому в рамках этого круглого стола хочется обратиться к власти с просьбой учитывать интересы собственников зданий или хотя бы четко разъяснять в официальных источниках, как им продолжать работу, не нарушая закон.
Автор: Валентин Беликов

Сергей Фомин, технический директор ООО «НИИПРИИ «Севзапинжтехнология»:

В процессе проектирования документация проходит достаточно длительную процедуру согласования с различными комитетами, управлениями, инспекциями и службами. Зачастую их требования противоречат друг другу. Например, ГИБДД предписывает устанавливать пешеходные ограждения на расстоянии не менее 50 м в каждую сторону от регулируемого пешеходного перехода. А КГА считает это требование нецелесообразным и ухудшающим эстетическое восприятие исторической части города.
Считаю, что необходимо на законодательном уровне внести дополнения в документы, регламентирующие такие вопросы. Безусловное выполнение требований ГИБДД зачастую невозможно и даже создает дополнительную опасность для пешеходов.

Лариса Канунников:

Петербург — особенный город с богатым историческим наследием, развитой улично–дорожной сетью. Конечно, мы бы не хотели видеть наш город в ограждениях и заборах, должно быть разумное сочетание требований закона и эстетики городской среды.
Автор: Валентин Беликов

Стив Каддинс, координатор общественного движения «Красивый Петербург»:

На самом деле ГОСТ по установке упомянутых ограждений в 50 м от перекрестков носит рекомендательный характер. Почему ГИБДД жестко настаивает на его исполнении и не согласовывает без этого проекты — отдельный вопрос. Но я точно знаю, что ПДД разрешают машинам подъезжать к зданиям в пешеходной зоне для разгрузки. Никакого нарушения закона в этом нет. А в перспективе превращение обычной улицы в пешеходную принесет бизнесу на этой улице большие прибыли. Об этом говорит мировой опыт.
Автор: Валентин Беликов

Юрий Карпенко, руководитель светотехнического направления ООО «САРОС»:

Очень бы хотелось, чтобы каждая пешеходная зона, каждый парк, каждый дом в Петербурге имели свой облик и в плане благоустройства, и в плане освещения. Нередко инвесторы, желая сделать свою территорию красивой, выбирают интересные светильники, но потом не могут сдать их на баланс "Ленсвета", поскольку у этой организации есть согласованные типы светильников, а другие должны пройти долгий путь согласований. Мы, производители осветительного оборудования, готовы выпускать красивые и современные светильники и в старой, и в современной стилистике. Но мы не всегда в курсе, что нужно для города. КГА уже 2 года занимается программой пешеходных зон и дворов, а мы только сейчас об этом узнали. Хотелось бы получать информацию раньше, чтобы можно было оценить свои возможности участия в ней.

Лариса Канунников:

Мы будем рады диалогу и взаимодействию. Нюанс в том, что у нас разные рекреационные зоны и городские территории. Отсюда и разные требования к дизайну светильников. Но у нас нет предложений от производителей по спецификации продукции. Предлагайте.

Сергей Мителев:

Мы тоже открыты к диалогу. Просто есть требования, которым наши светильники должны соответствовать. Например, шаг опор не менее 25 м. Есть красивое оборудование, но с более частым шагом. Применять его не можем — это экономически неэффективно. Поэтому ставим одну простую опору вместо трех красивых. Это если говорить о кварталах. А во дворах решений гораздо больше. Могут быть светильники на стенах, вставки в мостовую. Есть даже запрос на светильники, которые могут складываться, чтобы пропускать машины во двор. В этом году будем проводить конкурсы поставщиков в части проектирования. Приходите.
Автор: Валентин Беликов

Сергей Новиков, генеральный директор АО «ПО «Возрождение»:

Наша компания участвует в реализации программы "Моя улица" в Москве с 2014 года. В частности, в 2014 году мы построили Пятницкую ул., а в прошлом году — Краснопресненскую наб. Данная программа финансируется из бюджета Москвы. Та его часть, которая идет на ремонт тротуаров и создание новых пешеходных зон, сравнима с бюджетом всего КРТИ СПб. А программа мощения натуральным камнем в 2017 году в Москве составила около 1 млн м2. Реально же сделано около 75% от запланированного объема. Для сравнения: в Петербурге за этот период замостили 28 тыс. м2. Причем за счет инвестора. Напомню, что с 2009 года благоустройство пешеходных улиц и зон комфортного пребывания в Петербурге финансируется ПАО "Газпром".
К сожалению, у нашего города, по всей видимости, нет возможности выделить финансирование на ремонт тротуаров и замену их покрытий на натуральный камень. Денег едва хватает на ремонт проезжей части. Поэтому тротуарами никто не занимается. Но пешеходные зоны и тротуары, которые были замощены к 300–летию Петербурга, уже требуют ремонта.
Автор: Валентин Беликов

Вадим Великанов, генеральный директор ООО «Магистраль»:

С концепцией развития пешеходных пространств я не знаком. А по программе "Газпрома" мы активно работаем. Но программа живет, пока выполняются условия инвестора и пока выделяются деньги, которые должны быть освоены в течение календарного года. На нас это накладывает обязательства по разработке проектов, получению разрешений и согласований. Но сегодня процедура согласования нередко выбивает нас из графика. Проект нужно согласовать у всех собственников территорий, а их немало. Пока получишь в имущественном блоке Смольного полный список этих фирм, пока найдешь людей и получишь их подписи, не один месяц проходит. Другие процедуры тоже зарегламентированы.
Хотелось бы, чтобы власти шли нам навстречу и оперативно решали вопросы, возникающие до выхода на объект. Также хотелось бы, чтобы в городских службах появились специалисты, которые будут обслуживать завершенные проекты благоустройства на должном уровне. Это позволит сохранить красоту Петербурга на долгие годы.