Драгоценные сети. Как российские ювелиры завершили 2017 год

Автор фото: Trend/Сергей Коньков
Автор фото: Trend/Сергей Коньков

Сеть "585. Золотой" Антона Петрова и Алексея Феликсова до конца года откроет 130 новых магазинов. Расширять присутствие на рынке сегодня рискуют не многие игроки.

Российские ювелиры в 2017 году впервые за последние 3 года увеличили закупки золота для изготовления изделий: интерес покупателей к украшениям снова растет. Но активно развиваются только три игрока: Sunlight (более 430 точек в России), "585. Золотой" (более 750 точек) и "585. Gold" (более 250 точек).

Взять масштабом

В "585. Золотой", принадлежащей Антону Петрову и Алексею Феликсову, сообщили, что компания планирует в этом году открыть 120–130 магазинов в России. Компания уже второй год не сбавляет темпы развития. Больше половины открываемых магазинов — франчайзинговые. Инвестиции в один магазин составляют примерно 15 млн рублей, в "остров", расположенный в ТРК, — 10 млн рублей.
В Sunlight и "585. Gold" на запрос "ДП" не ответили. "Бурное развитие ювелирного сегмента в Петербурге осталось позади. Теперь операторы придерживаются стратегии точечного развития", — говорит Владимир Каличава, руководитель департамента услуг для ретейлеров Colliers Int. в Петербурге.
По данным Knight Frank St. Petersburg, ювелирные магазины занимают менее 5% рынка помещений стрит–ретейла Петербурга. Крупнейшие игроки местного рынка — Sunlight, Pandora, "585. Золотой", "Русские самоцветы". В последнее время ювелиры заинтересовались Старо–Невским пр.: в 2017–м там начали работу Gold Union jewelry house и ювелирный магазин "Ринго". Кроме того, открыл свой самый крупный магазин Sunlight (638 м2) в ТРК "Адмирал", отмечают в Colliers.
Петербургский производитель ювелирных изделий "Русские самоцветы" не планирует расширять сеть магазинов. Как говорил Сергей Докучаев, генеральный директор предприятия, сейчас не лучшее время для того, чтобы инвестировать в розничную сеть. По его словам, потребители сократили расходы на украшения: "Те, кто покупал изделия с бриллиантами 3 раза в год, теперь делают это только раз в год". От покупок украшений при ухудшении материального положения готовы отказаться почти 46% потребителей, подтверждает его выводы Екатерина Колесникова, старший исследователь GfK Rus, опираясь на результаты исследования "Омнибус" в феврале 2018 года.
Рынок снижается, и главная задача игроков — не попасть в список банкротящихся компаний, отмечал Сергей Докучаев.

Волна банкротств

Самым сложным для ювелиров был 2015 год. Похоже, тогда банкротные иски получили федеральные сети "Адамас", "Яшма", а также петербургский ювелирный завод "Альфа". Холдинг "Адамас", юрлица которого проходят процедуру банкротства, в этом году заявил о планах запуска 40 франчайзинговых магазинов в России и за рубежом: в Белоруссии и Казахстане, сообщали СМИ.
В Петербурге череду банкротств, по всей видимости, продолжило в прошлом году ООО "Санкт–Петербургский ювелирный завод "Ювелиры Северной столицы". Иск о банкротстве подало ООО "Альфа", которому завод был должен более 800 млн рублей.
Согласно СПАРК, экс–совладелец ООО "Санкт–Петербургский ювелирный завод "Ювелиры Северной столицы" Янина Семенова сейчас возглавляет ООО "Санкт–Петербургский ювелирный завод". По данным Российской государственной пробирной палаты, в прошлом году ООО "Санкт–Петербургский ювелирный завод" занимало 11–е место в рейтинге крупнейших производителей изделий из золота (в штуках).

В ожидании закона

Самым ожидаемым событием этого года в отрасли называют закон, регулирующий онлайн–торговлю ювелирными украшениями. По действующему законодательству свобода реализации украшений вроде бы гарантирована профильным законом, в то же время драгоценные камни и изделия из них входят в список товаров, запрещенных к дистанционной торговле, кроме того, их реализация запрещена указом президента РФ № 179.
Судебная практика тоже не на стороне ювелиров: по решению суда блокируются сайты ювелирных онлайн–магазинов. Что, впрочем, не останавливает развитие рынка.
По оценкам Ассоциации компаний интернет–торговли, онлайн–продажи ювелирных изделий, несмотря на свой спорный статус в России, в прошлом году выросли в 3 раза, до 5,6 млрд рублей. О необходимости легализовать в Интернете торговлю лекарствами, ювелирными изделиями недавно в интервью "Ведомостям" заявил и Денис Мантуров, министр промышленности и торговли РФ.
Принятие закона позволит подстегнуть продажи ювелирных украшений и поддержит производителей. По словам Алексея Феликсова, маржа в ювелирной рознице уже не первый год продолжает снижаться, в 2017 году она упала на 10%. "Задача "585. Золотой" — стать ювелирной онлайн–витриной с самым широким ассортиментом", — подчеркивает Алексей Феликсов.
Офлайн–сетям придется конкурировать с крупнейшими интернет–магазинами. Уже сегодня ювелирные украшения есть в ассортименте магазинов Wildberries, OZON и других.