Изменения в таможенной сфере: эксперт Мария Матвеева о новациях, которые ждут бизнес в новом политическом цикле

  

Мария Матвеева, заместитель генерального директора оператора таможенных платежей ООО « Мультисервисная платежная система»:
В настоящее время в таможенной сфере в России происходит череда глобальных трансформаций. С января 2018 года вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), ставший одним из самых инновационных международных документов в таможенной сфере. Пожалуй, главной инновацией кодекса стал тот факт, что в его подготовке беспрецедентно широкое участие принял бизнес. До его появления ни один документ ни на международном, ни на национальном уровне не обсуждался так подробно с участниками внешнеэкономической деятельности.
На национальном уровне на подходе новый федеральный закон о таможенном регулировании, который ожидался также с начала года, но по техническим причинам не был опубликован. На сегодняшний день он внесен в Госдуму и при самом позитивном прогнозе, если не появится большого числа правок со стороны депутатов, будет принят в ближайшую сессию. В противном случае стоит ожидать задержек до тех пор, пока не удастся достичь консенсуса.
Представители таможенной службы уже неоднократно заявляли о том, что в рамках Комплексной программы развития Федеральной таможенной службы (ФТС) до 2020 года «10 шагов навстречу бизнесу» происходит существенное изменение концепции взаимодействия между бизнесом и таможней. Основная задача – сделать таможенное администрирование максимально комфортным для бизнеса, а процесс взаимодействия компаний и таможни – максимально прозрачным и понятным, учитывая при этом и вопросы пополнения бюджета страны. Применение цифровых технологий делает прозрачной любую сферу, а также позволяет максимально исключить личный контакт участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) с сотрудниками таможни. Это очень важный шаг, так как отсутствие человеческого фактора, кроме экономии времени, помогает избежать многих ошибок. Один из основных аспектов в рамках данной инициативы – концепция 16 центров электронного декларирования (ЦЭД), которые заменят 672 существующих на текущий момент и позволят прийти к полной централизации и контролю правоприменительной практики.
Эти изменения идут в ногу c ТК ЕАЭС, где одна из ключевых ролей отведена цифровизации и автоматизации. Однако в связи с тем, что национальное законодательство отсутствует, а действующие нормы ТК ЕАЭС еще не успели получить широкого применения, возникают определенные разночтения и встает вопрос правоприменительной практики.
Нужно понимать, что текущий период является переходным и многие проблемы будут решены с появлением национального законодательства. Заранее предвидя возможные сложности, Федеральная таможенная служба открыла горячую линию, позвонив на которую участники ВЭД могут задать все интересующие их вопросы. Сложные вопросы аккумулируются, что в будущем позволит выявить аспекты, требующие доработки, и задуматься о внесении поправок в законодательство.
Изменения коснулись работы не только с юридическими лицами, но и с физическими. В конце 2017 года ФТС России был запущен новый эксперимент, в рамках которого был расширен перечень информации, предоставляемой участвующими в нем экспресс-перевозчиками. В частности, требуется предоставлять скриншот или ссылку на приобретенные за границей товары, а также ИНН покупателя.
Вопреки информации, ранее появившейся в СМИ, глобальных перебоев в работе перевозчиков на текущий момент не наблюдается. Данные ИНН клиента перевозчики, как правило, могут получить самостоятельно через информационные сервисы ФНС на основании предоставленных ранее паспортных данных получателя. А проверка ссылок на товары в силу того, что у представителей таможенных служб на рабочем месте, как правило, закрыт доступ к внешним источникам данных, отошла на второй план для проверки в моменте. Тем не менее ссылку на приобретенный товар могут запросить в ряде случаев в рамках постконтроля, когда к доставляемому отправлению возникают вопросы. Но и здесь все понимают, что с момента приобретения товара по ссылке мог измениться ряд параметров, начиная от стоимости и заканчивая его наличием или отсутствием в продаже.
Ряд изменений для физических лиц также был предусмотрен и ТК ЕАЭС. В том числе был окончательно закреплен план снижения беспошлинного порога: к 2019 году он будет составлять не более 200 евро. Применение цифровых технологий в данном случае позволит максимально избежать любых проблем и задержек, связанных с администрированием посылок и платежей как для таможни и перевозчиков, так и для самих физических лиц.
В целом все внедряемые инструменты носят положительный характер как для государства, так и для бизнеса: они позволяют ускорить и оптимизировать все процессы таможенного оформления, а также обеспечить прозрачность, в том числе в части собирания таможенных платежей.