В моде грусть и пессимизм. Российский рынок фешен–ретейла в 2017 году показал нулевую динамику

Рынок одежды и обуви закончил 2017 год с нулевой динамикой. А необходимость стимулировать продажи с помощью скидок и промоакций оставила ретейлеров без прибыли.

По итогам 2017 года российский рынок фешен–ретейла показал практически нулевую динамику. Согласно оценке Fashion Consulting Group, в рублевом эквиваленте рынок практически не вырос, а стабилизировался с минимальным приростом в различных сегментах. Так, в экономсегменте прирост составил около 1%, а в верхнем — около 3%. Но с учетом инфляции 2,5% о росте рынка говорить все равно не приходится.
Падение покупательной способности россиян сильнее всего почувствовал именно фешен–сегмент. Говоря о перспективах на 2018 год, продавцы бытовой техники и товаров для детей отмечают хоть небольшой свет в конце тоннеля. В то время как продавцы одежды, товара не самой первой необходимости, надеются лишь на промоакции и ищут для себя новые виды бизнеса.
Игроки рынка и эксперты фешен–ретейла подводят неутешительные итоги. В 2015 году объем fashion–рынка (с учетом обуви и аксессуаров) откатился до уровня 2012 года — 2,3 трлн рублей и последние 2 года практически не растет. В сравнении с докризисным периодом (до 2014 года) спрос на одежду остается низким, приводит цифры Анна Лебсак–Клейманс, генеральный директор Fashion Consulting Group.
О тяжелой ситуации говорит и отсутствие желания у ретейлеров официально комментировать итоги года. Они публично держат лицо, но в личных беседах признаются: выручка сильно упала, маржа сократилась, по полной цене (без скидок) вещей продается все меньше и меньше. Усугубила ситуацию и погода — лето было прохладным, а декабрь теплым.
"Многие дождались январских распродаж и пошли покупать зимнюю одежду и обувь. Я и сам такой. И это нормально", — признается неавторизованно владелец одежной сети, торгующей в сегменте средний и ниже среднего. Но сетует, что в одежном ретейле маржа сильно упала. "У нас роста в 2017 году практически нет — на уровне 1–2%. С учетом инфляции это минус. Я уже подумываю о вложении средств в какой–то другой бизнес, но пока нет понимания, в какой именно", — подытоживает собеседник "ДП".
Присматривается к другим видам бизнеса и еще один владелец одежной сети сегмента масс–маркет. "Я уже начал ездить по знакомым предпринимателям, работающим в других сферах бизнеса. Смотрю, что можно из их практики перенять, так как у fashion–рынка везде все одинаково и позаимствовать нечего. На нашем рынке просто болото. Если найду, куда вложить средства, то буду серьезно это рассматривать", — говорит одежный ретейлер.
По оценке Concept Club, по итогам прошлого года рынок демонстрирует стабильность. Ситуацию в компании характеризуют так: лучше всего продаются платья за 300 рублей. За время кризиса покупатели привыкли к распродажам. В сети магазинов "Эконика" тоже сетуют, что покупательная способность еще не восстановилась после кризиса. "Многие исследовательские агентства отмечают рост позитивных настроений среди населения, но реальные доходы, к сожалению, не увеличиваются", — считают в компании.

Пока без изменений

На 2018 год прогнозы у ретейлеров тоже не самые радужные. Генеральный директор Concept Club Эмин Рустамов считает, что рост рынка в этом году может зависеть от нескольких факторов. Во–первых, от погодных условий: если сезон весна–лето будет близок к норме, то продажи подрастут. Во–вторых, рынок может начать расти вместе с доходами населения. Пока же ситуация останется нестабильной и сильно зависит от политической и экономической повестки дня, соглашаются в "Эконике". По этой причине в торговой сети не ожидают резкого всплеска спроса и прогнозируют, что 2018 год будет сложным со всех точек зрения. Анна Лебсак–Клейманс полагает, что россияне не перестанут экономить, продолжат планировать покупки одежды заранее, будут внимательно анализировать цены и отказываться от эмоциональных спонтанных покупок одежды. Поэтому значительного прироста рынка в этом году аналитик не ожидает. При максимально благоприятных условиях возможен рост рынка до 4–5%.

Ставка на оптимизацию

Для развития в сложной экономической ситуации ретейлеры делают ставку на оптимизацию. Так, в "Эконике" концентрируются на оптимизации ключевых бизнес–процессов, совершенствуют продукт с точки зрения качества, стилистики, моды.
В интернет–магазине Wildberries видят потенциал роста в развитии онлайн–торговли и наращивают количество пунктов самовывоза товара. Сейчас у Wildberries 1 тыс. точек, до конца года компания планирует удвоить их число. Помимо того, интернет–ретейлер делает ставку на расширение ассортимента. Например, с начала года Wildberries торгует не только платьями, но и детским питанием. Причем одежные сети, даже при наличии собственных интернет–каналов, активно сотрудничают с интернет–агрегаторами, которые обеспечивают им до 3–5% продаж.
Одно из наиболее перспективных направлений — это качественная и практичная повседневная одежда и обувь в спортивном стиле. А также недорогая молодежная одежда, соответствующая растущему популярному тренду street wear, считает Анна Лебсак–Клейманс.
Можно говорить о появлении ощущения чуть большей стабильности у населения, однако покупательское поведение очень сильно изменилось по сравнению с докризисным периодом. Покупатель уже не так легко расстается с деньгами. Учитывая динамику предыдущих лет, мы объективно оцениваем возможности и не ждем рывка в 2018 году. Январь мы отработали с хорошим ростом к прошлому году. Февраль начался с обильнейших снегопадов, что абсолютно не способствует росту трафика в торговых комплексах. Что будет дальше — зависит от многих параметров, на которые мы не можем повлиять (политика, экономика, погода).
Анна Сироткина
Коммерческий Директор Сети Магазинов Baon
Выручка Wildberries за 2017 год составила 69 млрд рублей по всем четырем странам присутствия (Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия), из них в России — 63,8 млрд. Рост составил 35% в целом, по России — 40%. Планы на 2018 — сохранить динамику роста минимум на том же уровне. Средний ценник товара не поменялся, и чек существенно не вырос. Связываем увеличение продаж с развитием компании — мы наращиваем количество пунктов самовывоза, доставляем товар еще быстрее по стране, чем в прошлом году, постоянно расширяем ассортимент — это позитивно сказывается на популярности компании и потребительском спросе.
Золина Саральпова
Директор По Развитию Ассортимента Интернет–Магазина Wildberries