Кнутом и пряником: монополисты взялись за абонентов-должников

Санкт-Петербург. Внутри центрального теплового пункта.
Автор фото: Антон Ваганов
Санкт-Петербург. Внутри центрального теплового пункта.
Автор фото: Антон Ваганов

Поставщики воды, тепла и электричества снова взялись за борьбу с неплательщиками, действуя кнутом и пряником. Одни монополисты привлекают неплательщиков к уголовной ответственности, другие — дарят дисциплинированным абонентам подарки.

Кризис заставил поставщиков коммунальных ресурсов активнее бороться за собираемость платежей. И в прошлом году они добились успеха: впервые за последние 10 лет долг потребителей сократился — с 22 млрд до 18 млрд рублей. В этом году предполагается снизить его еще минимум на 1,5 млрд рублей.

Суд да дело

Как сообщили в ГУП "ТЭК СПб", в 2017 году предприятие энергично судилось с неплательщиками, что дало положительный результат: впервые за многие годы долг начал снижаться. За 2017 год дебиторская задолженность ГУП сократилась на 6,6%, до 11,66 млрд рублей, а общая собираемость платежей превысила 100%, за год энергокомпания получила от абонентов 42,7 млрд рублей. "Мы усилили претензионную работу в 2017 году: число поданных исков выросло по сравнению с 2016 годом в 1,5 раза. Подано исков на общую сумму 3,46 млрд рублей", — говорит заместитель гендиректора по сбыту ГУП "ТЭК" Юрий Тельтевский. В 2018 году предприятие применит новый подход к взаимодействию с абонентами, в том числе проблемными.
"Мы расширим численность сотрудников своего центра по работе с клиентами "Энергосбыт". Для работы с потребителями тепловой энергии приглашаются специалисты на основе открытого конкурса", — рассказали в ГУП. Сейчас, помимо основного офиса на Белоостровской улице, где в Едином клиентском центре трудятся свыше 400 специалистов ГУП, действует еще семь филиалов в разных районах города. Монополист планирует открыть аналогичные филиалы в других районах и распределить между ними всех городских потребителей. "Каждый абонент вне зависимости от объема теплопотребления будет находиться на индивидуальном контроле", — предупреждают на предприятии.
Другие поставщики коммунальных ресурсов также усилили давление на должников. Например, ПАО "ТГК-1" в январе-феврале 2018 года подало 53 судебных иска о взыскании долгов, в то время как за тот же период 2017-го было подано лишь 29 исков. В прошлом году "ТГК-1" удалось снизить сумму долга по сравнению с 2016-м на 1,61 млрд рублей (на 21%), до 5,97 млрд.
По информации ГУП "Водоканал СПб", из 4229 управляющих организаций, которые обслуживают петербургский жилфонд, поставщику воды задолжали 1175. Их долг составляет 3,38 млрд рублей. На предприятии также отмечают, что суды дают хороший эффект: многие ответчики гасят долг до начала слушаний дела.
АО "Петербургская сбытовая компания" (ПСК) от гражданских разбирательств перешло к уголовным. Так, продовольственный магазин на Большом проспекте Петроградской стороны с июля 2016 года не платил за электричество, накопив долг на 1,3 млн рублей. А владелец помещения на улице Куйбышева, который сдает его в аренду ресторану, задолжал поставщику с ноября 2015-го. Сумма также превышает 1 млн рублей. ПСК предполагает, что действия этих неплательщиков можно расценить как мошенничество, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 159 Уголовного кодекса РФ.

Подарки или темнота

АО "Петроэлектросбыт" (ПЭС, агент ПСК) практикует отключения электроэнергии. Накануне Нового года 16 тыс. абонентов компании получили уведомления о том, что им отключат электричество, если они не погасят долги. Из них 13 тыс. должников не стали дожидаться исполнения угрозы и перечислили деньги. Остальным пришлось сидеть в темноте, пока они также не оплатили квитанции.
Добросовестным абонентам ПЭС дарит подарки: если клиент до установленного агентом срока внесет авансовый платеж за электроэнергию в размере не менее 500 рублей, то его ждут скидки и сувениры от партнеров "Петроэлектросбыта": кофеен, ювелирных салонов, магазинов, торгующих товарами для дома и офиса, и т. д.
"Бонусная программа очень эффективна, — утверждают в ПЭС. — В 2017 году более 14 тыс. абонентов получили такие подарки, внеся предоплату. Программа дисциплинирует клиентов, повышает собираемость платежей".