Спортивный облик жизни. Тест-драйв Honda Civic Type R

Когда я рассказываю, как катался на очередном заряженном автомобиле, все проявляют заметный интерес. Причем мужчины и женщины проявляют свой интерес по–разному. Для женщин у заряженного автомобиля в первую очередь представляют интерес бренд и дизайн. Для мужчин на первое место выходят динамические характеристики и технические особенности.
Однажды я тестировал Subaru Impreza STI и изрядно ее покритиковал. Я тут же получил втык от одного из своих коллег: у кого, где и когда я ее брал, она не могла так плохо ехать, это вообще шедевр инженерной мысли и лучший способ поднять адреналин и тестостерон.
Ну, после поездки в новый медицинский центр в Зеленогорске я точно знаю, что любой автомобиль скорее препятствует появлению тестостерона, вызывая застой крови в малом тазу. А способствуют увеличению тестостерона прогулки без авто на свежем воздухе и активный образ жизни. Надо сказать, что при тестировании Honda Civic Type R я одновременно и способствовал застойным явлениям в малом тазу, потому что совершенно не собирался вылезать из–за руля, и от души хапнул тестостерона.
Но обо всем по порядку. Несколько лет назад дилеры марки Honda очень интересовались, кто в японском концерне будет делать сеппуку из числа ответственных за развитие российского рынка. Драма была сильная — люди построили автосалоны, наняли людей, вложились в маркетинг. А потом компания Honda решила, что не сможет в создавшихся условиях работать на российском рынке. В результате количество дилеров Honda сократилось на порядок, но выжившие были вознаграждены сторицей: продаж стало меньше, но, импортируя машины самостоятельно, они стали зарабатывать такую маржу, которая не снилась даже дилерам Mitsubishi.
Есть, конечно, моменты, которые портят настроение нам, потребителям, и радуют дилеров. В модельной линейке дилера Honda сегодня три модели: новый CR–V, старый CR–V и семиместный Pilot. Все кроссоверы, все самые хиты. А вот Honda Civic Type R в российской продаже официально нет. Вообще, рынок хот–хетчей сократился в стране изрядно: Ford Focus ST ушел, нет Mazdaspeed или Mazda MPS, VW Golf вообще ушел с рынка, забрав и VR6, и R32, и пенсионерские машины с игрушечными моторами.
Honda Civic Type R эффектна. Красива ли? Это сложный вопрос. Красив ли боец ММА со сломанными ушами, мускулатурой и суровым взглядом? Мне досталась красная машина с черным декором. Решетка радиатора — черный глянцевый пластик, на котором, как щит на заборе Царьграда, установлена эмблема Honda с красной подложкой. Это уже настраивает на спортивный лад всех, кроме владельцев Bentley. У британцев эмблема на красном фоне — атрибут машин с младшим, менее мощным мотором V8.
Огромные воздухозаборники в бампере с черными сетками показывают, как этой машине нужно охлаждение. Нижняя часть бампера, сплиттер, из черного карбона или хочет казаться карбоном. Таков же порог вдоль всей машины, оканчивающийся черным прямоугольником, защищающим заднюю арку от пескоструя. На переднем крыле — прорези вентиляции. Вся машина — сплошные острые грани и яркие линии. Ребро на заднем крыле переходит в необычный фонарь. Задняя часть вообще очень смелая, с огромным спойлером, даже с двумя. И именно задняя часть — ключ к пониманию сути Honda Civic Type R. Спойлер огромен — чтобы дать прижимную силу. Тройной раструб выхлопной системы — заявка на мощь и на голос. Имитация пластиковых сеточек диффузора на бампере — желание казаться еще более спортивным и диким. А дворник на заднем стекле — ода практицизму. Типа — похулиганили и уберем за собой.
Салон Honda Civic более не поражает космосом. Да, он по–прежнему необычен, но ничего инопланетного в нем уже почти нет. Чтобы начать это понимать, надо сначала сесть на этот гоночный стул. Он весьма бескомпромиссный — валики боковой поддержки и на подушке, и на спинке, и ты садишься в такое кресло как на трон, а оказываешься в истребителе. Плотно держит, не балует, хорошо распределяет нагрузку. В нем чувствуешь примерно то же самое, что парни из Купчино, когда надевают спортивные костюмы с полосками по бокам, — неимоверную крутизну. Я устроился и оглянулся — все передо мной очень странное. Этот руль с черной и красной кожей, эта эмблема на нем с красным фоном. Эти американские грубого вида кнопки на руле… Эти приборы, разбитые на треугольные сегменты. По центру цифровой спидометр и тахометр. Красные полоски неожиданно на торпеде.
Точно классный дисплей мультимедиа. Сенсорные кнопки так себе, но изображение прекрасное, звучит хорошо, навигация приемлема, соединяется с телефоном быстро, камера хороша. Ставлю музыку — громко играет, сочно. А как же — ей перекрикивать мотор с басом выхлопа. Конечно, лукавят. Сами в динамики аудиосистемы добавляют звука мотора, чтобы добавить мне адреналина рыком выхлопа. Климат простой: две ручки, четыре кнопки. Местечко для телефона, бардачок и главное украшение — металлический набалдашник рычага механической коробки. Говорят, есть еще вариатор, но кому он нужен? Рядом кнопка электронного ручника. Дернуть рукоятку ручника уже не получится, чтобы сдернуть машину в занос. Теперь придется умело играть газом и снижать чувствительность системы стабилизации. Сзади сиденья вполне гражданские, еще и складываются. Минимум удобств, минимум отличий от спокойной версии. Есть крепления для детских кресел — и спасибо.
Багажник хетчбэка — верх практицизма. Да, подвеска съела чуть пространства, но все равно — можно и в деревню за картошкой, и в мебельный за кроваткой, и в Финляндию за покупками.
Мне уже не терпится за руль. Кнопку запуска нажал, и зверь ожил. На 2,0 л объема приходится 306 л. с. Знаковая цифра для поклонников BMW. Первая передача, газ в пол! Как включается скорость — симфония! Короткая и четкая перетычка заставляет меня переключать передачи даже тогда, когда не надо. Рука при этом не может спокойно лежать на замше между передних кресел. Эта машина настраивает на серьезный лад. Она держит не в напряжении, но в собранности. Разгон хорош, около 5 секунд до сотни. Управляется очень четко. Подвеска работает изумительно, плотно, но не зубодробительно жестко. И ее не пробить. А как она тормозит! Четко, предсказуемо, сверхэффективно.
Рядом с моим любимым поселком Анттола в Финляндии зимой проложена трасса по льду озера Сайма. С дорожными знаками и полным официозом. Без страха провалиться под лед я давлю на газ. Civic Type R прекрасно метет хвостом в повороте, легко корректируется и заставляет меня все смелее и смелее проходить повороты. Вот у дороги исчезла кромка, и появился соблазн махнуть в целину. Тем более что снега было немного. Я поддался импульсу и выскочил на свободу. Как она идет! Я как будто еду на "Хаммере", ей все нипочем! Так думал я около 500 м пути. Уже через пару мгновений я основательно застрял и колдовал с педалями, на которых дивные небольшие металлические накладки. Запахло маслом, сцеплением, я понял, что сел на брюхо. Чем хороша Финляндия: если ты попал в ситуацию с природой, никто не будет тебе мешать из нее выпутаться. Тишина, благодать. Все играют в популярную игру "найди финна". Километров пять я шел к ближайшему дому. По заснеженному льду озера. Потом по лесу. Найдя обитаемый домик, я попросил лопату и пытался откопаться. Наконец мимо проехал добрый суомалайнен, который вместе со мной съездил за соседом на старом Toyota Land Cruiser. За полчаса они протащили меня обратно те 500 м, радостно похлопали по плечу и уехали.
А я остался наедине с собой. "Что не так?! — глодал я себя. — Почему я застрял?" Тут я вспомнил, что машина у меня не полноприводная, здесь хороший передний привод. И однажды я чуть не застрял в похожей ситуации: у меня была Honda Crosstour с двигателем объемом 3,5 л и мощностью 275 л. с., и я мнил ее бэтээром. Да, снега было побольше, и машина уверенно шла, но благоразумная мама, сидя рядом со мной, тогда сказала: "Спать на льду озера в машине очень глупо, когда у тебя на берегу этого озера есть свой дом". В этот раз я ездил один. И неплохо нагулялся — едва наметился застой в малом тазу, как я прошел по лесу и снегу не менее 10 км и сделал кучу упражнений с лопатой и тросом. Думаю, запас тестостерона пополнен успешно.
Теперь, когда стало понятно, кто виноват, я поехал спокойно в сторону Иматры. При езде по трассе расход меньше 10 л. При активной езде — ближе к 20 л. Удовольствие — ни с чем несравнимое. Что же не так, почему этой машины у нас нет?
Принято говорить про зрелость рынка. Мол, в России ее не хватает. Поэтому в Америке Toyota Camry — доступный среднеразмерный седан, а у нас чуть ли не престижный автомобиль. В Европе и Америке такую машину покупают те, кто не может позволить себе две машины: погонять для души и практичную на каждый день. В нашей стране принято себя баловать. И тут уж минимум — это полный привод. Без него — никуда. А лучше бы и бренд попрестижнее. Поэтому штучные у нас продажи таких машин и ушли они с рынка. В Финляндии такая машина стоит около 40 тыс. евро. У нас это было бы почти 3 млн рублей. Разговоры про то, что за эти деньги можно купить неплохой Mercedes или BMW, не принимаю. Они будут паиньками на фоне Honda Civic Type R.
Кто же купит такую машину? Молодежь. Те, кому нужен быстрый зверь, но 5 млн за премиум–бренд заплатить не могут.