Белые лебеди: Лев Лурье о юбилее событий, к которым приурочен День защитника отечества

Автор фото: Антон Новодережкин/ТАСС
Автор фото: Антон Новодережкин/ТАСС
Завтра 23 Февраля — День защитника отечества. В этом году — 100 лет событиям, к которым приурочен один из главных российских календарных праздников. Как говорил Александр II: "Россия — государство не торговое и не земледельческое, а военное, и призвание его — быть грозою света". Большинство мужчин прошли армию, и поэтому торжество укоренено и естественно. С другой стороны, выбор самой даты случаен и даже абсурден.
С ноября 1917 года в Бресте шли переговоры о мире с Германией. Большевики как могли валяли дурака, затягивали дискуссию в надежде на неминуемую всемирную революцию. Немцам это надоело. 16 февраля германское командование прерывает перемирие и возобновляет войну. Немцы начали наступление из Эстонии и Латвии в направлении Нарвы и Пскова.
Попытки большевистских отрядов остановить кайзеровские войска закончились быстрым и позорным поражением. 24 февраля без какого–либо сопротивления рейхсвер вошел в Псков. Перед отступлением красноармейцы грабили прохожих и лавки. Заместителя председателя Псковского совета Клейнешехерта, командированного для прекращения грабежей, растерзали солдаты. Утром 25 февраля псковское купечество организовало оккупантам торжественную встречу с хлебом–солью. "Словно светлый праздник у нас сегодня", — говорили уставшие от комиссародержавия псковичи. Были выданы немцам красногвардейцы, большевики, советские деятели — всего 140 человек. Их расстреляли.
25 февраля немцы подошли к Нарве. Комендантом города был назначен пресловутый Павел Дыбенко, нарком флота, признанный вожак балтийских "братишек". После продолжавшегося пару часов боестолкновения кронштадтцы отступили. На станции Вейнмарн они обнаружили две цистерны со спиртом и, пока не допили все, не просыхали. Они гоняли свой состав по железной дороге и поливали пулеметным огнем пассажиров, ожидавших поездов на платформах. Ленин объявил Дыбенко вне закона, его задержали только в марте в Самаре. Мольбы гражданской жены "героя Нарвы" — Александры Коллонтай спасли Дыбенко от неминуемого расстрела.
14 марта руководителем Красной армии становится Лев Троцкий. Через 5 лет он заявляет: "23 февраля 1918 года под напором врагов рабочее и крестьянское правительство провозгласило необходимость создания вооруженной силы". На самом же деле декрет о создании Красной армии появился еще 19 января. После низвержения Троцкого новый нарком Клим Ворошилов опроверг придуманную тем дату: "Приурочивание празднества годовщины РККА к 23 февраля носит довольно случайный и трудно объяснимый характер и не совпадает с историческими датами".
В конце 1930–х годов, когда договор о ненападении с Германией еще не был заключен, немцы справедливо считались наиболее очевидными противниками в будущей войне. Поэтому придуманный Троцким праздник вспомнили. В "Кратком курсе Истории КПСС" — своеобразном сталинском катехизисе провозглашалось: "Под Нарвой и Псковом немецким оккупантам был дан решительный отпор. Их продвижение на революционный Петроград было приостановлено. День отпора войскам германского империализма стал днем юбилея молодой Красной армии". Как мы видели, это не соответствует действительности.
100 лет назад была фактически создана не Красная, а белая армия. В ночь на 23 февраля 1918 года добровольцы во главе с генералом Алексеевым вышли из Ростова в направлении Екатеринодара. В строю шли 2120 офицеров, 1067 рядовых (из них 437 юнкеров и кадетов), 148 врачей и сестер милосердия. В колонне пешком шагал генерал Корнилов с солдатским мешком за плечами. На тележке ехал престарелый Алексеев, в чемоданчике — армейская казна. Вязли в снегу городские дамы, цепляясь за набитые повозки, брели старики — люди спасались от большевистского кошмара. С отрядом–армией следовал обоз с женщинами и детьми. Начинался героический Ледовый поход, в котором Добровольческой армией последовательно будут руководить генералы Алексеев, Корнилов, Деникин. Всю зиму 1918 года, как писал Антон Деникин, "по привольным степям Дона и Кубани ходила Добровольческая армия — малая числом, оборванная, затравленная, окруженная — как символ гонимой России и русской государственности. На всем необъятном просторе страны оставалось только одно место, где открыто развевался трехцветный национальный флаг, — это ставка Корнилова".
23 февраля хорошо бы помянуть не матросов и красногвардейцев, позорно сдавших Псков и Нарву, а уходившую в донские степи горстку героев.
Марина Цветаева так писала сыну:
— Где лебеди? — А лебеди ушли.
— А вороны? — А вороны — остались.
— Куда ушли? — Куда и журавли.
— Зачем ушли? — Чтоб крылья не достались. — А папа где? — Спи, спи, за нами Сон,
Сон на степном коне сейчас приедет.
— Куда возьмет? — На лебединый Дон.
Там у меня — ты знаешь? — белый лебедь…