Внедорожники становятся меньше. Кроссоверы увеличивают свою долю в премиальном сегменте

Автор фото: Zuma/TASS
Автор фото: Zuma/TASS

В автомобильном премиум–классе две трети продаж обеспечивают внедорожники. Увеличивается доля компактных внедорожников — кроссоверов.

По данным аналитического агентства "Автостат", сегмент SUV (кроссоверы и внедорожники) в премиум–классе занимает 67% общего объема продаж. В 2017 году в России было реализовано почти 90 тыс. новых автомобилей SUV, что на 1% больше, чем годом ранее.
В целом по России лидируют премиальные кроссоверы и внедорожники Lexus, на долю которых приходится 24%. Второе место занимает Mercedes–Benz с долей 22%, а замыкает тройку лидеров BMW (19%). Совокупно на топ–3 приходится 65% продаж SUV в премиум–сегменте (в 2016 году они занимали 62,5%).
"Если раньше речь шла о "немецкой тройке", то теперь впору говорить о "немецкой двойке", поскольку японский Lexus отодвинул Audi на четвертое место в премиум–классе. Что касается моделей автомобилей, то именно представители этих марок образуют тройку лидеров: Lexus RX (доля — 10,5%), BMW X5 (7,5%) и Mercedes–Benz GLC (7%)", — говорит Азат Тимерханов, представитель "Автостата".
Наиболее востребованными в данной категории в Петербурге в 2017 году стали автомобили Land Rover Range Rover, BMW X5 и Mercedes–Benz GLC. Каждая модель занимает порядка 5,5% от общего объема продаж премиальных SUV, свидетельствуют данные "Auto–Dealer–СПб".
Общий объем продаж внедорожников премиум–класса в Петербурге составил 12 540 машин (на 2% меньше результата 2016 года). Доля SUV в общем объеме продаж машин премиум–класса в Северной столице составляет порядка 70%.
"В последний год успехов добились Lexus, Volvo, Cadillac с моделью Escalade, выросли продажи нового внедорожника в линейке Jaguar — F–Pace. Важным фактором роста у отдельных моделей является новизна", — добавляет Михаил Чаплыгин, генеральный директор "Auto–Dealer–СПб". Так, в 2017 году поступили в продажу новые кроссоверы Volvo XC60 и Range Rover Velar, который уже стал бестселлером марки Land Rover, чей модельный ряд состоит исключительно из автомобилей с кузовом SUV. В начале 2018 года вышел обновленный внедорожник Cadillac Escalade. Готовится к выходу на рынок новый кроссовер Jaguar E–Pace.
"В этом сегменте довольно консервативные покупатели. Если они привыкли к определенному бренду, то редко его меняют. Поэтому новинки в основном рассчитаны на тех, кто привержен бренду и готов внутри него пересесть на другую модель", — рассказывает Михаил Чаплыгин.

Больше кроссоверов

В премиальном сегменте, как и в массовом, увеличивается доля компактных SUV. "Эти автомобили хорошо приспособлены к эксплуатации в российских дорожных и климатических условиях. При этом цена покупки и владения ими существенно ниже, чем у полноразмерных внедорожников. Ведущие производители активно выводят на рынок новые модели компактных SUV", — отмечает Максим Вирченко, директор дилерских центров "Jaguar Land Rover Автопрайм" и "Jaguar Land Rover Октябрьская" (входят в ГК "Рольф").
"Цены за 4 года возросли примерно в 1,5–2 раза, и, чтобы не остаться с маленьким кругом высокоплатежных клиентов, премиум наплодил компактных кроссоверов, оставив стартовые цены на данный сегмент от 2 млн рублей", — говорит Валерий Коноплев, руководитель направления Volkswagen ГК Wagner.
Разброс цен на внедорожники достаточно широк и зависит от комплектаций, двигателей, трансмиссий и т. д. Например, Lexus RX в базовой комплектации стоит от 2,8 млн рублей, Mercedes–Benz GLC — от 3,2 млн, BMW X5 — от 3,9 млн. У некоторых моделей цена покупки может превышать 10 млн рублей.
"В погоне за низкой стартовой ценой в базовых комплектациях можно не увидеть пневмоподвесок, мощных моторов, электроприводов всех дверей, полного привода. Все это обязательно должно быть в топовых комплектациях и специальных предложениях", — считает Валерий Коноплев.
Автоматическая коробка передач и кожаная отделка салона зачастую предлагаются в базовой комплектации премиальных внедорожников.
"В премиум–классе норма — опции, связанные с комфортом: электропривод сидений, технологичные ксеноновые или светодиодные фары, системы парктроников и камер кругового обзора, Bluetooth, бесключевой доступ. Если владелец планирует использовать внедорожник с личным водителем, то востребованы трех– или четырехзонный климат–контроль, подогрев сидений второго ряда", — говорит Максим Вирченко.
По его словам, стоимость владения автомобилями SUV премиум–класса принципиально не отличается, например, от стоимости седанов аналогичных размеров, а в некоторых случаях покупка внедорожника оказывается даже более выгодной, поскольку у автомобилей класса SUV, как правило, выше остаточная стоимость.