Аптеки ошиблись со стратегией. Аналитик Павел Боровков о том, почему фуд-ретейл съест мелкие аптечные сети

Крупные аптечные сети предупредили, что им придется закрыть значительную часть торговых точек, если власти разрешат продажу безрецептурных лекарств в магазинах, причем в некоторых случаях закрыть придется около половины сетевых аптек. В частности, сеть «Ригла» вынуждена будет избавиться более чем от 700 точек. Об этом во время обсуждения законопроекта Минпромторга на заседании «Деловой России» заявил гендиректор сети Александр Филиппов, пишет РБК.

Павел Боровков, Партнеры и Боровков :
Политика правительства в этой области вполне понятна и даже, я бы оценил, разумна: происходит перераспределение влияния от менее контролируемой сферы экономики (аптеки и аптечные сети) к более контролируемой (фуд-ретейл).
Продуктовый сегмент исторически более консолидирован, технологичен и прозрачен. На нем немного крупных игроков, и они постоянно осуществляют давление на неорганизованную розницу, продолжая укрупнение отрасли. Недавние события с покупкой акций «Магнита» государственным, по сути, банком — движение в том же ряду.
Аптеки же в связи со своей слабой консолидированностью — темная лошадка для регуляторов, несмотря на множество регламентов, лицензионных и сертификационных требований. Для повышения контролируемости аптек правительство решило сделать ход конем — перераспределить часть продаж в продуктовые сети, чем, как один из эффектов, убрать с аптечного рынка неэффективные (читайте «мелкие») сети и точки.
Если же посмотреть на процесс глазами участников рынка, то можно констатировать: аптеки несколько промахнулись в стратегии. Они делали ставку на «дополняющие покупки»: человек идет за продуктами и заодно посещает и расположенную рядом аптеку. Такая стратегия базировалась на том, что ассортимент аптек и продуктовых магазинов всегда будет жестко разделен, и не учитывала риск происходящего сейчас перераспределения.
Следовательно, в ближайшем будущем сыграет «невидимая» (хотя в данном случае она вполне наблюдается) рука рынка: выживут аптеки либо с большой устойчивостью в продажах и финансах, либо те, кто более дальновидно разместил свои точки в местах с высокой проходимостью, но не перекрываемые пищевиками.
Если же посмотреть на шаг вперед, то, скорее всего, далее консолидация будет продолжаться на следующем уровне: фуд-ретейлеры начнут активно скупать аптечные сети и уже внутри себя распределять ассортимент наиболее эффективным для себя образом. Если правительство в этом вопросе действительно дальновидно, то именно на это оно и должно рассчитывать уже в своей стратегии.